Общеобразовательные, развивающие и воспитательные цели
Вопрос об общеобразовательном, развивающем и воспитательном значении иностранного языка традиционно рассматривался в аспекте обучения детей школьного возраста. Еще в 40-50-е гг. прошлого столетия общеобразовательное и воспитательное влияние изучения иностранных языков получило свое обоснование на основе классических работ Л. В. Щербы.
Было доказано, что владение иностранным языком развивает речевые способности учащихся: обогащает их языковыми сведениями для выражения одной и той же мысли на разных языках, привлекает их внимание к различным языковым формам выражения мысли в иностранном и родном языках, делает мыслительный процесс более гибким. Овладевая иностранным языком, ученики лучше понимают и свой родной язык: способность использовать в общении дополнительную кодовую систему побуждает возвращаться к осмыслению системы родного языка, что, в свою очередь, открывает широкие возможности для анализа, сравнения и сопоставления языковых реалий, а следовательно, и для интеллектуального развития ребенка.
Практическое владение иностранным языком в устной и письменной форме даже в ограниченных пределах способствует образовательному воздействию, развивая познавательные интересы учащихся, расширяет их кругозор, знакомит с историей и культурой, искусством, традициями и обычаями стран изучаемого языка. Овладение иностранным языком способствует воспитанию уважительности и доброжелательного отношения к представителям других народов, терпимости и гуманизма и вместе с тем воспитанию нравственности и патриотизма.
В обучении детей дошкольного возраста образовательный, развивающий и воспитательный аспекты в настоящее время приобретают особое значение, в связи с чем многие методисты при планировании учебного процесса на первый план выдвигают именно эти виды задач.
Так, по мнению Н. А. Тарасюк, «на ранней ступени обучения язык должен прежде всего рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т. е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем» [8, с. б].
К числу наиболее важных задач, которые призван решить иностранный язык, можно отнести:
1) задачи, направленные на общее и речевое развитие ребенка:
— способствовать развитию эмоциональных, креативных (творческих), социальных, когнитивных (умственных) и языковых способностей;
— обеспечить развитие психических функций ребенка: внимания (произвольного/непроизвольного), памяти (произвольной/непроизвольной), мышления' (наглядно-образного и логического), воображения (репродуктивного и творческого);
— развивать специальные способности, необходимые для обучения иноязычному общению: фонематический слух, звуко-высотный слух, имитационные способности, способности к догадке, способности к различению;
— формировать представление о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, нравах и обычаях стран изучаемого языка;
2) задачи, направленные на социокультурное развитие ребенка:
— способствовать более раннему приобщению детей к новому для них языковому пространству и открытости к восприятию других культур, ориентации в современном мире;
— способствовать социализации личности ребенка, лучшему осознанию своей принадлежности к определенному социокультурному сообществу;
— ознакомить детей с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
— приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
3) задачи, направленные на развитие мотивационной сферы ребенка:
— пробудить в ребенке интерес к языкам и желание их изучать;
— вызывать в ребенке желание и готовность использовать изучаемый язык как средство общения, помочь ему лучше осознать родной язык.
В плане реализации воспитательных задач необходимо обеспечить формирование системы моральных ценностей и нравственных качест личности, в частности доброжелательности и уважения к любому человеку, его труду, другой культуре, воспитание чувства товарищества, дружбы, гуманизма, душевной щедрости и отзывчивости, скромности, трудолюбия и чувства долга. Важное значение имеет и воспитание эмоционально-эстетического отношения к окружающему: чувства прекрасного, бережного отношения к природе, а также активно-творческого и эмоционально-эстетического отношения к слову [8, 10].
Формирование данных свойств и качеств личности ребенка является, безусловно, важным. Об этом сказано и в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Вместе с тем в настоящее время в методической литературе иногда наблюдается чрезмерный перекос в сторону развивающей и воспитательной целей и едва ли не отрицание практической цели. Стремясь обеспечить максимальное развитие, педагоги часто упускают из виду особенности иностранного языка как совершенного иного, нового и непонятного для детей средства общения. При этом падает уровень качества планирования педагогического процесса, тщательности выбора приемов и средств обучения. Это часто приводит к тому, что ребенок не может адаптироваться к новому для него содержанию обучения, существует в атмосфере непонятных звуков и слов, количество которых, тем не менее, увеличивается от занятия к занятию. Следует помнить о том, что некачественная реализация практической цели ведет к стремительному нарастанию объема неусвоенного материала. Не будучи способным понять большинство из того, о чем говорится на занятии, ребенок зачастую оказывается вне процесса общения и, следовательно, вне образовательного, развивающего и воспитывающего влияния иностранного языка. При этом педагогам и психологам хорошо известна мотивирующая сила успеха: если дети могут понимать и употреблять слова и элементарные высказывания на иностранном языке, они чувствуют себя успешными, и это самоощущение успешности становится мощным источником дальнейшего движения вперед, а значит, движения по пути образования, развития и воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабинская П. К,, Леонтьева Т. П. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков. Минск.: ТетраСистемс, 2005.
2. Баранников А. В. О введении иностранного языка во вторых классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 4-10.
3. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: Опыт системно-структурного описания. М.: Русский язык, 1977.
4. Галъскова Н, Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.
5. Негневицкая Е. И., Никитенко 3. Н., Ленская Е. А. Книга для учителя к пробному учебному пособию по английскому языку для 1 класса средней школы: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1992.
6. Протасова Е. Ю. Психолого-педагогические и лингводидактические основы двуязычного воспитания в детском саду: Автореф. дисс. ... д-ра пед, наук. М., 1996.
7. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2006.
8. Тарасюк Н, А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). М., 2000.
9. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбива. М.: Педагогика, 1981.
10. Шолпо И. Л. Как научить дошкольников говорить по-английски. СПб... 1999.
11. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе // Общие вопросы методики. М., 1947.
12. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Фило-матис, 2004.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Раскройте содержание понятия «цель обучении» и его взаимосвязь с социальным заказом общества.
2. Какие виды целей выдвигаются на современном этапе развития методики обучения иностранным языкам?
3. Укажите, в чем состоит практическая цель раннего обучения иностранным языкам. Обоснуйте ее взаимосвязь'с понятием «практическое владение иностранным языком».
4. Определите требования к уровню сформированности элементарных коммуникативных умений в видах речевой деятельности на начальной ступени обучения.
5. Раскройте взаимосвязь целей и задач. Каковы задачи, соответствующие той или иной практической цели обучения? Приведите примеры.
6. В чем состоит общеобразовательное, развивающее и воспитательное значение обучения иностранным языкам? Приведите примеры задач, направленных на общее, речевое, социокультурное развитие ребенка; воспитание системы моральных ценностей и нравственных качеств личности, положительного отношения к себе и другим людям, воспитание эмоционально-эстетического отношения к окружающему.
|