|
Виды целей обучения
Чтобы определить цели обучения иностранным языкам на раннем этапе, необходимо рассмотреть этот вопрос в более широком, общеметодическом контексте. Педагогам, работающим с маленькими детьми, особенно важно видеть общую перспективу педагогической деятельности в данной области, правильно оценивать конечные результаты обучения на всех последующих этапах системы образования, чтобы бережно и грамотно уже в дошкольном возрасте заложить основы для овладения ребенком иностранным языком, поддержания и сохранения интереса к нему на протяжении всей жизни.
В настоящее время в методике обучения иностранным языкам в качестве стратегической цели обучения, отвечающей современным интересам и потребностям общества, рассматривается формирование вторичной языковой личности, основной характеристикой которой является способность к общению на межкулътурном уровне [4]. Такой уровень общения предполагает не только владение специальными иноязычными речевыми навыками и умениями, но и наличие качеств личности, обеспечивающих на основе внеязыковых социокультурных знаний взаимопонимание и адекватное взаимодействие с представителями других культур.
Данный подход согласуется с точкой зрения относительно целей обучения, которая представлена в документах Совета Европы. Так, согласно принятым международным образовательным стандартам, обучение иностранному языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, включающей следующие компоненты:
— лингвистическую компетенцию (овладение языковыми знаниями и речевыми аспектными навыками: фонетическими, лексическими, грамматическими);
— социолингвистическую компетенцию (способность целенаправленно использовать языковые и речевые единицы в зависимости от особенностей партнеров по общению и изменяющихся условий коммуникации);
— социокультурную компетенцию (способность к участию в диалоге культур на основе осознания универсалий и специфики культурных контекстов);
— стратегическую компетенцию (способность применять компенсаторные стратегии в условиях недостаточности языковых средств для выражения мыслей или затруднений при восприятии речи на слух);
— дискурсивную компетенцию (способность продуцировать и понимать речь, для которой характерна определенная организованность: последовательность, логика, связность и т.д.);
— социальную компетенцию (способность и желание вступать в общение, проявляя при этом такие социально значимые качества, как доброжелательность, внимательность, терпимость и др.) [1; 4; 7; 12 и др.].
В отечественной методической литературе последних лет формирование коммуникативной компетенции как способности «гибко и эффективно пользоваться иностранным языком в целях понимания и передачи информации» [4, с. 86] также занимает значительное место при определении целевого компонента обучения. Вместе с тем анализ целей, конкретизированных в программном материале в зависимости от класса или этапа обучения, показывает, что в первую очередь они обладают практической направленностью, связанной с необходимостью овладения элементами языка и их применением в практике общения. Кроме того, цели обучения предусматривают образовательное, развивающее и воспитывающее влияние учебного предмета на личность ребенка. Таким образом, можно говорить о практической, образовательной, развивающей и воспитательной целях обучения иностранным языкам.
Определение данных видов целей обучения в полной мере отвечает традиционному подходу, получившему свое обоснование в трудах видных отечественных ученых Л. В. Щербы, А. А. Миро-любова, А. Д. Климентенко, Г. В. Роговой, С. Ф. Шатилова, Е. И. Пассова и др. В методике раннего обучения иностранным языкам указание на данные виды целей имеет особое значение. С одной стороны, личность ребенка-дошкольника еще находится в стадии активного становления, формирование многих психических процессов не завершено, специфика возраста в целом такова, что говорить о формировании вторичной личности и сопутствующего комплекса компетенций не представляется своевременным. С другой стороны, педагогу необходимы четкие ориентиры, направляющие его деятельность и позволяющие обеспечить всестороннее развитие ребенка-дошкольника. В качестве таковых и выступает единая система целей, включающих практический, образовательный, развивающий и воспитательный компоненты.
|
|