Глава 10 ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Понятие устной речи

Известный отечественный ученый Б. В. Беляев отмечал, что «практически владеть иностранным языком — это значит пользоваться в процессе речевого общения с другими людьми иноязычными средствами, в результате чего получается речь на иностранном языке (иноязычная речь)» [1, с. 86]. Согласно определению И. А. Зимней, под речью понимается способ формирования и формулирования мыслей посредством конкретного языка. Изучение вопросов о взаимосвязи языка и речи позволило нам прийти к выводу, что и язык, и речь являются компонентами в сложной системе речевой деятельности, которая в свою очередь делает возможным процесс общения. При этом «устное и письменное общение реализуется в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, обучение которым должно осуществляться взаимосвязанно при дифференцированном подходе к каждому их них» [4, с. 126]. Таким образом, становится очевидным, что виды речевой деятельности включают две основные формы — устную и письменную речь. К устной речи относятся говорение и аудирование, а также диалогическая и монологическая речь, как подвиды говорения.

В методической литературе по обучению иностранным языкам раздел «Обучение говорению» (или «Обучение общению», «Обучение устной речи»), как правило, предшествует разделу, посвященному формированию фонетических, лексических и грамматических навыков. Однако мы сочли целесообразным рассмотреть обучение видам речевой деятельности после посвященных овладеванию аспектами языка, чтобы подчеркнуть, что формирование коммуникативных умений в диалогической и монологической речи, в аудировании, в чтении и письме является той целью, ориентируясь на которую должна быть построена вся предшествующая работа по обучению иностранному языку на раннем этапе и на всех последующих ступенях образовательной системы.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для операторов call-центра?