Цели как требования к уровню сформированности умений в видах речевой деятельности

Практическое владение языком предполагает формирование целого комплекса навыков и умений в таких видах речевой деятельности, как диалогическая и монологическая речь, аудирование. Речевые навыки представляют собой важнейшие компоненты коммуникативных умений, в то же время являясь основой для развития умений как речевых явлений значительно более сложного порядка. Широкий спектр этих базовых компонентов не позволяет включить их в формулировку практических целей обучения.

«Практические цели обучения иностранным языкам, оформленные в виде конечных требований к речевым умениям, определяют планируемый практический результат обучения... Задачи обучения также должны оформляться в виде конкретных требований к речевым умениям. В требованиях от этапа к этапу должно найти отражение расширение языкового материала, служащего базой для формирования речевых умений, а также совершенствование самих умений» [9, с. 82].

Рассмотрим формулировку целей и задач на начальном .этапе обучения, а также соответствующие им требования к формируемым умениям в иноязычной речевой деятельности.

Цель — формирование умений в аудировании.

Уметь понимать высказывания учителя и сверстников в различных ситуациях общения на занятии и адекватно реагировать на них в рамках, определяемых содержанием учебного материала, понимать общее содержание учебных, а также небольших по объему и несложных в языковом отношении аутентичных текстов (сказки, рассказы), полностью и точно понимать короткие монологические высказывания, построенные на знакомом материале. Уметь варьировать лексическое и грамматическое наполнение реплик, комбинировать эти элементы в новых ситуациях общения.

Цель — формирование умений в диалогической речи.

Уметь начинать диалог, подавая инициативную реплику, запрашивать информацию, удовлетворять запрос информации, уметь поддерживать общение, реагируя на опорные реплики, выражать оценочные суждения (реплики согласия, несогласия, предпочтения, подтверждения правильности, формулы речевого этикета).

Цель — формирование умений в монологической речи.

Уметь делать элементарные описания/сообщения о себе, окружающем мире в соответствии с ситуацией и в рамках тем, определенных программой, уметь высказываться в соответствии с коммуникативной ситуацией в пределах программного языкового материала [5].

Разработанные для учащихся 1-го класса школы, данные цели могут послужить четкими ориентирами и для детей старшего дошкольного возраста, в силу того что они описывают самые базовые и достаточно элементарные умения, доступные и старшим дошкольникам. В ходе занятий каждое из данных умений может формироваться путем ряда последовательных и целенаправленных обучающих действий, которые подводят педагога и детей к реализации цели занятия. Эти действия должны быть отражены в программном содержании конспекта в виде задач. При планировании занятия учитель выделяет в программном содержании конспекта один языковой аспект или вид речевой деятельности в качестве основного и формулирует цель занятия, например: цель — «формирование монологических умений по теме "My Pet"». Тогда работа над остальными аспектами языка и видами речевой деятельности формулируется в виде задач занятия. В своей совокупности задачи представляют собой шаги по реализации цели, другими словами, являются основными пунктами плана по выполнению намеченного. Указанной цели будут соответствовать следующие задачи:

— тренировать детей в употреблении следующих звуков;

— продолжать учить детей интонационному оформлению утвердительных предложений в рифмовке "My Pet";

— активизировать ЛЕ по теме «Животные»;

— активизировать РО I have got... Не/She is ... I like/love ...;

— учить детей монологическому высказыванию с опорой на образец и наглядность.

Анализ предлагаемых задач показывает определенную динамику занятия и взаимосвязь его этапов, каждый из которых направлен на снятие определенного рода трудностей и подготовку следующего.

Следует различать задачи обучения и названия соответствующих им этапов занятия. Например, «научить детей сообщать о  своих предпочтениях в еде, используя РО I like/I don't like...» — это задача, а название этапа занятия, на котором данная задача будет реализована, — «Введение новых речевых образцов I  like/I don't like...». Способность правильно определять и формулировать цели и задачи обучения относятся к конструктивно-планирующим умениям, определяющим профессиональную компетентность педагога.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для таксистов?