Упражнения в обучении технике чтения

Существуют различные классификации упражнений по формированию техники чтения. Так, Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез для начального этапа обучения выделяют следующие:

— чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, небольших диалогов;

— нахождение в ряду, состоящем из 6-8 примеров, слова, отличающегося по написанию (не подходящего по теме, рифмующегося с одним из приведенных образцов и др.);

— составление при помощи разрезной азбуки слов и предложений по изучаемой теме;

— заполнение пропусков недостающими буквами;

— нахождение в каждом ряду слова, которое содержит указанный звук;

— объединение слов текста в тематические группы;

— нахождение в тексте и письменная фиксация синонимов/ антонимов;

— заполнение пропусков в предложении/тексте подходящими по смыслу словами;

— подбор к словам на иностранном языке русских эквивалентов;

— чтение текста в установленное время;

— повторение за учителем текста по предложениям;

— нахождение в тексте предложения, в котором содержится ответ на вопрос учителя;

— дополнение указанных предложений;

— нахождение конца каждого предложения из заданных образцов и др. [3].

В. М. Филатов и В. П. Белогрудова для обучения чтению младших школьников предлагают такую типологию упражнений:

1)  на упрочение графемно-фонемных связей:

— называние букв;

— нахождение заданных букв в алфавите;

— называние букв в конкретном слове;

— определение букв и звуков в слове;

— группировка слов по определенному звуку, букве;

— описание — запись — прочтение слов в соответствии с определенными признаками;

2)  на соотнесение формы со значением:

— нахождение однокоренных слов;

— нахождение в ряду слов прилагательных в сравнительной степени, нахождение глагола в прошедшем времени и т. п.;

3)  на развитие языковой догадки:

— нахождение слов-интернационализмов;

— перевод слова по его структуре;

4)  на развитие вероятностного прогнозирования:

— восстановление слова по частям;

— подбор существительного к данным прилагательным;

— заполнение пропусков предлогами, артиклями;

5)  на группировку слов в смысловое целое:

— чтение по синтагмам;

— нахождение в ряду словосочетаний, обозначающих время, место;

6)  на распознавание грамматических форм:

— нахождение глаголов, существительных;

7)  на отработку интонации:

— чтение за диктором;

— выразительное чтение;

— чтение с интонационной разметкой;

— обращенное чтение.

Очевидно, что не все указанные типы и виды упражнений могут иметь место при обучении чтению детей-дошкольников [8].

В работе, посвященной предупреждению ошибок чтения. Т. Г. Васильева рекомендует следующие упражнения [1].

Упражнения на развитие памяти и мышления

Повторюш ка

(перевод информации из кратковременной в долговременную память)

Учитель сообщает детям о том, что Карлсон решил проверить, у кого лучше память. На демонстрационной доске написаны 3 предложения, состоящие из 3-4 слов. Дети читают первое предложение, и оно закрывается. Дети повторяют предложения по памяти. Такие же действия производятся со вторым и третьим предложениями. После этого дети на несколько секунд закрывают глаза, а предложения на доске меняются местами. Открыв глаза, дети получают задание прочитать предложения в новом порядке.

Путаница, или Спрятанные слова

(упражнение на формирование четкости восприятия и осмысленного выполнения действий)

Учитель: «Черномор заманил маленького мышонка Фреда к себе в замок. Для того чтобы его освободить, нужно открыть все двери. Слова, написанные на дверях, являются ключами. Правильно прочитай слова-ключи».

На демонстрационной доске расположены картинки с изображением дверей, на которых написаны слова по-английски. Такие же карточки с раздаточным материалом находятся у детей. Дети хором или индивидуально прочитывают слова, выкладывая карточки в том же порядке. Затем они закрывают глаза на 5 секунд. За это время порядок карточек на доске изменяется. По сигналу дети открывают глаза. Слова прочитываются в новом порядке с поднятием соответствующих карточек.

Прочитайка (чтение текстов, заученных наизусть)

Учитель разучивает с детьми рифмовку "A cat sat on a mat". Затем выделяются отдельные слова и производится анализ: из каких букв они состоят и какой звук обозначает в слове буква или буквосочетание. В заключение рифмовка прочитывается целиком.

Упражнения, направленные на развитие восприятия

Волшебное зеркало

Учитель предлагает детям помочь Винни-Пуху найти в волшебном зеркале отражение каждой буквы.

Шпион

Учитель сообщает детям о том, что среди букв спрятался «шпион» — его необходимо найти. Варианты данного задания: поиск гласной буквы среди согласных, согласной буквы среди гласных, строчной буквы среди заглавных, русской буквы среди букв английского алфавита:

а) Т S М О N Q; b) U Е О Р А; с) Z M e R L;

d) L N Z Р Я С К.

Упражнения на зщгковой и буквенный анализ слов

Назови первый и последний звуки

Учитель: «Незнайка получил задание в школе, с которым ему не справиться. Помоги ему прочитать слова и назвать первый и последний звук в каждом слове: name, have, top, yacht, ask, know, now, chair, box, comb».

Назови первую и последнюю буквы

Учитель дает детям задание прочитать слова и назвать первую и последнюю буквы в каждом слове.

Подбери рифму к слову

Учитель: «Винни-Пух сочиняет стихи. Помоги ему подобрать рифмующиеся слова: frog my pig dog buy small big stair bail bear».

Буквенная мозаика

Учитель предлагает детям помочь Чиполлино сложить слова из букв, например: m t e h г о — mother, celnu — uncle, e w p h n e — nephew, e r p a s t n — parents, s n i u о с — cousin, n a u t — aunt.

Упражнения на увеличение скорости чтения и расширения поля чтения

Слалом

Это задание предполагает чтение слов, расположенных на лесенке-горке в шахматном порядке. Учитель: «Помоги Буратино спуститься с горки. Прочитай слова сверху вниз, не забудь, что скорость увеличивается по мере спуска».

big

pig

dog

jug frog

give live

have

Чудесная лесенка

Учитель: «Помоги Чебурашке v Гене убежать от старухи Шапокляк. Перед тобой лесенка из слов, по одной стороне спускается Гена по другой — Чебурашка. Читай слова по очереди с правой и левой стороны лесенки. Читай как можно быстрее».

hair        I hare

chair                    2                     stair

bear                                  3                                  pear

rain                                               4                                              main

sail                                                            S                                                            tail

Эстафета

Данное задание предполагает чтение слов или словосочетаний за учителем (игровым персонажем) с увеличивающейся скоростью. Учитель сообщает детям о том, что Карлсон устраивает соревнования по чтению. Перед соревнованиями всегда положена разминка-тренировка. Карлсон будет читать слова или словосочетания, нужно прочитать их вслед за ним и постараться не отставать:

1)   Day, say, pay, name, dame, same, man, pan, plan, ask, mask, task, beam, team, dream, He, tie, pie,

2)   A nice dog, a big frog, a brown bear, a white hare, a small fox, a red box, a pink shell, a little bell.

Вариантом данного задания является увеличение темпа чтения по сигналу — хлопку (свистку), после которого нужно читать как можно быстрее. Остановка чтения происходит по сигналу «Стоп». Дети отмечают карандашом последнее прочитанное слово.

Анализ рассмотренных нами классификаций упражнений показывает, что только некоторые из них могут быть отнесены к начальному этапу обучения чтению, посвященному овладению алфавитом и установлению звуко-буквенных соответствий. Принимая во внимание важность упражнений на развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих протекание данного вида деятельности, упражнениями для формирования технических навыков чтения на уровне слова и предложения в соответствии с возрастными особенностями, на наш взгляд, должны являться следующие:

1)  на установление соответствия между графическим образом слова и обозначаемым им предметом:

— соотнесите каждое из слов с соответствующими картинками;

— определите, какая картинка осталась неподписанной (какому слову не хватило картинки);

— найдите слово, соответствующее предъявляемой картинке (по слову найдите предмет, картинку);

— в ряду слов найдите то, которое рифмуется с названием предмета, изображенного на картинке;

2)  на установление соответствия, между графическшл и звуковым образом слова:

— в раду слов найдите лишнее слово (например, написанное по-русски; написанное только прописными, или заглавными, буквами; несуществующее — написанное повтором одной буквы или двух, состоящее из одних гласных или согласных букв, не относящееся к теме);

— найдите слово, которое будет названо;

— найдите слово, относящееся к заданной теме;

— из ряда слов подберите слово, рифмующееся с данным;

— составьте как можно более длинную цепочку слов из тех, которые вы смогли прочитать («у кого паровозик длиннее»);

— прочитайте предыдущие слова, выбранные другими детьми, добавьте и прочитайте свое («снежный ком»);

— разделите слова на две группы (например, с кратким и долгим гласным; относящиеся к двум данным темам):

3)  на сочетание двух или более слов в словосочетании и высказывании:

— выберите слова, которые могут употребляться с данным (например, прилагательное — с существительным: a big ball, a red apple; приветствие, прощание — с животными: Hello, cat! и т.д.);

— закончите предложения, подобрав слова, которые могут быть в них использованы (I сап — с глаголами swim, jump и т. д.; I see a — с существительными);

— составьте предложение из слов и прочитайте его;

4)  на чтение словосочетаний и предложений:

— прочитайте словосочетания или предложения;

—- укажите, какой картинке соответствуют данные словосочетания, предложения;

— прочитайте словосочетания или предложения медленно и выразительно, с красивым произношением;

— прочитайте предложения выразительно, с различными эмоциональными оттенками: весело, грустно, сердито, удивленно, устало-медленно и задумчиво, тише-громче и т.д.).

Безусловно, данные задания должны быть мотивированы для детей. Приведем некоторые примеры:

1. Наступило время полдничать. Мышка предложила Пчелке спуститься в погреб и помочь ей приготовить все к чаю. Пчелке всегда нравилось бывать в уютном погребке Мышки. Чего тут только не было! Посмотри и прочитай, что же стоит на полочках!

2. За окном Мышкиного дома по-прежнему бушевала непогода, но в гостиной было тепло и уютно. После сытного обеда все обитатели домика сели играть в домино. Давайте и мы поиграем в эту игру. Соедините слова с изображениями соответствующих предметов так, чтобы все фишки выстроились в одну цепочку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Т. Г. Некоторые приемы работы по предупреждению ошибок чтения на английском языке у учащихся младших классов // Проблемы современной филологии и лингводидактики: Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. С. 284-289.

2. Вронская И. В. Английский с самого начала. СПб.: КАРО, 2009.

3. Галъскова Н. Д., Тез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвсди-дактика и методика: Учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2004.

4. Глухое В. П. Основы психолингвистики: Учебное пособие для студентов педвузов. М: ACT: Астрель, 2008.

5. Ижогина Т. И. Как научить малышей читать // Иностранные языки в школе. 1993. № 1. С. 49-51.

6. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»; Cambridge University Press, 2001.

7. Макарова-Васильева Т. Г. К вопросу выбора метода обучения технике чтения на иностранном языке // Обучение с целью уменьшения насилия. Материалы 23-й Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2002. С. 505-507.

8. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / Под ред. В. М. Филатова. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

9. Паршакова О. Воспитайте ребенка билингвом! М.: Фолиум, 2006.

10. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1998.

11. Штец А. А. Букваристика как саморазвивающаяся методическая система: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2009.

12. Letterfun. Newbury: Express Publishing (любое издание).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение и раскройте сущность понятия «техника чтения».

2.  Какие механизмы лежат в основе чтения?

3.  Что такое прогнозирование? Определите его виды и роль в процессе чтения.

4.  Какова цель обучения чтению как виду речевой деятельности?

5. Чем навыки в чтении отличаются от умений в чтении?

6. Укажите существующие в методике виды чтения, определите их особенности.

7. Дайте обзор истории становления методов обучения чтению.

8. В чем состоят трудности обучения технике чтения?

9.  Раскройте подходы к изучению алфавита на раннем этапе обучения иностранному языку.

10. Определите типы и виды упражнений, используемых в обучении технике чтения.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для таксистов?