Продуктивное употребление речевых образцов

Упражнения на подстановку

Зоркие глазки

Учитель: «Сейчас мы проверим, кто самый внимательный, у кого самые зоркие глазки. Назовите, сколько предметов вы видите». Предметы или игрушки расставлены по комнате в разных количествах. Дети отвечают: "I see two cats. I see four balls"., etc. Ребенок, сказавший наибольшее количество предложений, выигрывает.

Помоги каждому из животных найти свой домик

Листы разноцветного картона подбираются в соответствии с цветом игрушек-животных. Задача — расставить игрушки в соответствии с цветом «домиков». Содержание речи может быть разным в зависимости от изучаемого материала, например: "This mouse is grey. This house is grey too". Или: "White Cat, go to the white house! Green Frog, go to the green house!" В этом задании хорошо варьировать игрушки, используя одних и тех же животных в разном цветовом исполнении.

Зашифрованные телеграммы

Игра также проводится с использованием атрибутов. Зайка показывает детям красивый конверт и обращается с просьбой помочь ему прочитать письмо от братца Кролика, в котором тот просит прислать ему его любимые вещи, забытые на даче. С помощью символов и картинок могут быть «зашифрованы» предложения, которые «читают» дети.

Расскажи о своем домашнем животном

Расскажи, что умеет (не умеет), любит (не любит) делать/есть твое домашнее животное и т. д. Дети заранее приносят фотографии своих питомцев.

Волшебный круг

Покрути стрелку с закрытыми глазами и расскажи, любишь ли ты есть то, на что укажет волшебный круг, "I like — I don't like". В центре волшебного круга — стрелка, которая вращается и указывает на любой сектор. В секторах расположены картинки с изображением фруктов, шоколада, сыра, мороженого и т. д.

Mr. Mat Has Got a Blue Hat

На конусе из бумаги рисуется личико персонажа Мистера Мат. К нему также из цветной бумаги вырезаются маленькие конусы, надевающиеся сверху, как шапочки. Мистер Мат очень любит мерять разноцветные шапочки. Ребенок выбирает понравившуюся ему шапочку и говорит: "Mr. Mat has got a red hat. Mr. Mat has got a green hat", etc.

Ted dy Bear

Проводится выставка лесной моды. В показе одежды участвуют мишки. Дети по очереди представляюет модели сезона: "Teddy Bear has got a red shirt. Teddy Bear has got a blue shirt (a blue scarf, a pink dress)" etc.

Упражнения на расширение

Снежный ком

Учитель: «Наступила холодная снежная зима. Снежный комочек с горки катится и становится все больше и больше. Так и мы наше предложение — наш «снежный ком» — делаем все больше и больше». Ребенок называет изображенный на картинке предмет, затем передает ее другому. Тот берет еще одну картинку и удлиняет высказывание: "I have got a cat. — I have got a cat and a dog." Следующий ребенок: "I have got a cat, a dog, and a mouse"

Мостик

Учитель: «Мы сегодня строим мостик, да не простой, а волшебный — из слов. Чем длиннее наш мостик, тем легче нам будет перебраться на другую сторону реки». Учитель выбирает картинку и произносит предложение с данным существительным: "I like this apple." Задача ребенка — продолжить предложение, добавив цвет: "I like this red apple." Вариант усложнения: "I like this big red apple."

Лото

Учитель раздает детям листы для заполнения карточками, затем, вытаскивая из колоды картинку, спрашивает: "Who has got hedgehogs?" Ребенок: "I have got hedgehogs." Учитель: "How many hedgehogs have you got?" Ребенок: "I have got six hedgehogs." Учитель: "Here you are." Ребенок: "You are welcome." В дальнейшем место водящего может занять ребенок и беседовать с остальными играющими.

Прогноз погоды

В начале занятия учитель предлагает детям отметить погоду с помощью картинок на календаре погоды. Он сообщает о том, что объявляется конкурс на лучшего телеведущего дня, и предлагает рассказать о ней по телевизору (в качестве которого используется объемная модель, позволяющая ребенку быть как бы «за экраном»). Каждый выступающий должен сказать только одно предложение, перечислив в нем особенности погоды дня: "It is sunny. It is sunny and warm. It is sunny, warm and windy today." Назвавший наиболее длинное и правильное предложение выигрывает.

Упражнения на трансформацию

Волшебный мешочек

Игра может проводится по любой теме с использованием маленьких игрушек, которые помещаются в мешочек. Традиционно ребенок сам должен угадать предмет на ощупь и назвать его. В данном варианте задача несколько усложняется. Ребенок не достает предмет из мешочка, а держит его там. Остальные дети пытаются угадать, что это: "It is a crocodile." Водящий: "No, it isn't a crocodile. No, it isn't a tiger. It is a giraffe."

Снежная королева

Учитель: «Герда пытается освободись Кая из ледяных чертогов Снежной королевы, где царит вечный холод. Ей предстоит пройти последнее испытание: если она сможет возразить Снежной королеве и переделать все ее заклинания, они потеряют свою власть над Каем». В качестве заклинаний могут быть предложения по любой теме, которые нужно опровергнуть — сделать отрицательными.

Зайка в лесной школе

Учитель: «Зайка невнимательно слушал учителя и теперь не знает, как сказать правильно. Давайте поможем Зайке, исправим его ошибки и дадим правильные ответы». Зайка: "It is summer." Дети: "It is not summer. It is autumn." Зайка: "It is sunny." Дети: "It is not sunny. It is cloudy." Зайка: "The leaves are green." Дети: "The leaves are not green. They are yellow."

Умка

Детям раздаются игрушки или картинки с их изображениями. Учитель: «Медвежонок Умка живет на далеком Севере, в стране вечных льдов. Он очень любит играть и ищет друзей. Умка прислал вам письмо с изображением игрушек, которые у него есть. Давайте посмотрим и расскажем, какие игрушки есть у нас, а какие — у него!» Выбирается водящий. Дети высказываются по очереди. Ребенок: "I have got two planes." Водящий: "Не has got three planes." Ребенок: "I have got four dolls." Водящий: "Не has got one doll", etc.

Упражнения на комбинирование

Украсим елочку к Новому году

Учитель приносит елочку и новогодние игрушки и предлагает детям подойти по очереди, выбрать игрушку и украсить елку к празднику. Для этого нужно сказать, какая игрушка нравится и какого она цвета: "I like this toy. It is red."

Запасы для животных

Учитель: «Сегодня нам нужно помочь обитателям зоопарка — проверить, достаточно ли у них запасов еды или чего-то не хватает». Учитель предъявляет таблицу, где в одной колонке на картинках изображены животные, а вторая колонка пустая — там должна быть отмечена любимая пища животных. Учитель: «Назовите животное, расскажите, что любят белочки, зайчики, медведи и т. д., и проверьте, есть ли для них еда». Дети рассказывают: "This is a squirrel. Squirrels like mushrooms, This is a bear. Bears like honey." Они ищут картинку с едой и заполняют картинками клеточки в таблице.

На выставке овощей и фруктов

Педагог сообщает о том, что Винни Пух решил принять участие в ежегодной Большой выставке овощей и фруктов вместе с Кроликом. Кролик вырастил великолепный урожай. Педагог предлагает детям тоже принять участие в выставке. Дети лепят овощи и фрукты из пластилина. Затем каждый участник выставки получает свой номер по жребию и рассказывает о своем урожае: "It is a pear. It is yellow. It is a red tomato, it is a long green cucumber."

3. ВАРЬИРУЮЩЕ-СИТУАТИВНЫЙ ЭТАП

На последнем этапе тренируется использование грамматического материала в различных видах речевой деятельности и вырабатывается такое качество навыка, как гибкость, обеспечивающая способность к переносу усвоенного материала в новые условия и его применение для выражения своих мыслей в процессе общения.

Содержание данного этапа составляют различные речевые, т. е. подлинно коммуникативные упражнения:

— участие в диалогах по ситуации;

— монологические высказывания репродуктивного и продуктивного характера;

— аудирование текста, содержащего изучаемое грамматическое явление.

Подчеркнем, что в качестве речевых, или коммуникативных упражнений в методике рассматриваются ситуации, которые должны создавать обстановку общения и четко указывать цель речевого действия. Приведем примеры.

День рождения Тедди

У медвежонка Тедди день рождения, он хочет пригласить всех ребят на праздник, и для этого ему нужно узнать, кто что любит есть. Расскажи Тедди об этом. Твой рассказ он запишет в специальный блокнот.

Записка для Зайки

Зайка гостит в Англии. Его английская тетушка оставила ему записку. Пожалуйста, помоги ему понять, что она велела ему сделать: "Go to the bathroom. Open the taps. Take the white soap. Wash your hands. Wash your eyes and your face. Take the blue toothbrush. Brush your teeth. Take a comb and comb your hair." Дети передают содержание на родном языке.

Загадки Чиполлино

Чиполлино придумал загадки про других жителей страны: про Синьора Помидора, принца Лимона, герцога Мандарина, профессора Грушу и других. Внимательно посмотри на них и постарайся отгадать загадки.

"It is not a vegetable. It is fruit. It is sweet, it is big and yellow. What is it?" (a pear)

"It is not a fruit. It is a vegetable. It is round. It is not green. It is red. What is it?" (a tomato) etc.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим И, Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988.

2. Блудова Т. П. Использование условных знаков в обучении детей дошкольного возраста английскому языку: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 1997.

3.  Воронцова Е. А. Использование синтетической и аналитической наглядности в обучении английскому языку детей старшего дошкольного возраста: Дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 1999.

4. Гальскова Н. Д., Тез Н. И. Теория общения иностранным языкам. Лингводи-дактика и методика: Учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006.

5. Тез Н. К, Ляховицкий М. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М: Высшая школа, 1982.

6. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / Под ред. В. М. Филатова. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

7. Практикум по методике преподавания иностранных языков в средней школе / Под общ. ред. К. И. Саломатова, С. Ф. Шатилова. М.; Просвещение, 1985.

8.  Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2006.

9.  Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. Д. Кяиментенко, А. А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981.

10. Шатилов С. Ф. Виды и взаимодействие навыков и умений в иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1977. N3 4. С. 44-51.

11. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Определите, что понимается под термином «грамматика». Что является результатом обучения грамматической стороне речи?

2. Дайте определение грамматического навыка. Какие виды грамматических навыков выделяются в научной литературе?

3.  Расскажите о структуре грамматического минимума. Что является единицей организации учебного материала? Обоснуйте ответ.

4.  Каковы действия педагога на этапе введения нового грамматического материала?

5. Объясните, в чем состоит объяснение и семантизация нового грамматического материала.

6. Определите дальнейшие этапы работы над грамматикой.

7. Укажите, на что направлены упражнения, используемые на втором и третьем этапах формирования грамматических навыков. Приведите примеры упражнений каждого типа.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для таксистов?