Продуктивное употребление речевых образцов
Упражнения на подстановку
Зоркие глазки
Учитель: «Сейчас мы проверим, кто самый внимательный, у кого самые зоркие глазки. Назовите, сколько предметов вы видите». Предметы или игрушки расставлены по комнате в разных количествах. Дети отвечают: "I see two cats. I see four balls"., etc. Ребенок, сказавший наибольшее количество предложений, выигрывает.
Помоги каждому из животных найти свой домик
Листы разноцветного картона подбираются в соответствии с цветом игрушек-животных. Задача — расставить игрушки в соответствии с цветом «домиков». Содержание речи может быть разным в зависимости от изучаемого материала, например: "This mouse is grey. This house is grey too". Или: "White Cat, go to the white house! Green Frog, go to the green house!" В этом задании хорошо варьировать игрушки, используя одних и тех же животных в разном цветовом исполнении.
Зашифрованные телеграммы
Игра также проводится с использованием атрибутов. Зайка показывает детям красивый конверт и обращается с просьбой помочь ему прочитать письмо от братца Кролика, в котором тот просит прислать ему его любимые вещи, забытые на даче. С помощью символов и картинок могут быть «зашифрованы» предложения, которые «читают» дети.
Расскажи о своем домашнем животном
Расскажи, что умеет (не умеет), любит (не любит) делать/есть твое домашнее животное и т. д. Дети заранее приносят фотографии своих питомцев.
Волшебный круг
Покрути стрелку с закрытыми глазами и расскажи, любишь ли ты есть то, на что укажет волшебный круг, "I like — I don't like". В центре волшебного круга — стрелка, которая вращается и указывает на любой сектор. В секторах расположены картинки с изображением фруктов, шоколада, сыра, мороженого и т. д.
Mr. Mat Has Got a Blue Hat
На конусе из бумаги рисуется личико персонажа Мистера Мат. К нему также из цветной бумаги вырезаются маленькие конусы, надевающиеся сверху, как шапочки. Мистер Мат очень любит мерять разноцветные шапочки. Ребенок выбирает понравившуюся ему шапочку и говорит: "Mr. Mat has got a red hat. Mr. Mat has got a green hat", etc.
Ted dy Bear
Проводится выставка лесной моды. В показе одежды участвуют мишки. Дети по очереди представляюет модели сезона: "Teddy Bear has got a red shirt. Teddy Bear has got a blue shirt (a blue scarf, a pink dress)" etc.
Упражнения на расширение
Снежный ком
Учитель: «Наступила холодная снежная зима. Снежный комочек с горки катится и становится все больше и больше. Так и мы наше предложение — наш «снежный ком» — делаем все больше и больше». Ребенок называет изображенный на картинке предмет, затем передает ее другому. Тот берет еще одну картинку и удлиняет высказывание: "I have got a cat. — I have got a cat and a dog." Следующий ребенок: "I have got a cat, a dog, and a mouse"
Мостик
Учитель: «Мы сегодня строим мостик, да не простой, а волшебный — из слов. Чем длиннее наш мостик, тем легче нам будет перебраться на другую сторону реки». Учитель выбирает картинку и произносит предложение с данным существительным: "I like this apple." Задача ребенка — продолжить предложение, добавив цвет: "I like this red apple." Вариант усложнения: "I like this big red apple."
Лото
Учитель раздает детям листы для заполнения карточками, затем, вытаскивая из колоды картинку, спрашивает: "Who has got hedgehogs?" Ребенок: "I have got hedgehogs." Учитель: "How many hedgehogs have you got?" Ребенок: "I have got six hedgehogs." Учитель: "Here you are." Ребенок: "You are welcome." В дальнейшем место водящего может занять ребенок и беседовать с остальными играющими.
Прогноз погоды
В начале занятия учитель предлагает детям отметить погоду с помощью картинок на календаре погоды. Он сообщает о том, что объявляется конкурс на лучшего телеведущего дня, и предлагает рассказать о ней по телевизору (в качестве которого используется объемная модель, позволяющая ребенку быть как бы «за экраном»). Каждый выступающий должен сказать только одно предложение, перечислив в нем особенности погоды дня: "It is sunny. It is sunny and warm. It is sunny, warm and windy today." Назвавший наиболее длинное и правильное предложение выигрывает.
Упражнения на трансформацию
Волшебный мешочек
Игра может проводится по любой теме с использованием маленьких игрушек, которые помещаются в мешочек. Традиционно ребенок сам должен угадать предмет на ощупь и назвать его. В данном варианте задача несколько усложняется. Ребенок не достает предмет из мешочка, а держит его там. Остальные дети пытаются угадать, что это: "It is a crocodile." Водящий: "No, it isn't a crocodile. No, it isn't a tiger. It is a giraffe."
Снежная королева
Учитель: «Герда пытается освободись Кая из ледяных чертогов Снежной королевы, где царит вечный холод. Ей предстоит пройти последнее испытание: если она сможет возразить Снежной королеве и переделать все ее заклинания, они потеряют свою власть над Каем». В качестве заклинаний могут быть предложения по любой теме, которые нужно опровергнуть — сделать отрицательными.
Зайка в лесной школе
Учитель: «Зайка невнимательно слушал учителя и теперь не знает, как сказать правильно. Давайте поможем Зайке, исправим его ошибки и дадим правильные ответы». Зайка: "It is summer." Дети: "It is not summer. It is autumn." Зайка: "It is sunny." Дети: "It is not sunny. It is cloudy." Зайка: "The leaves are green." Дети: "The leaves are not green. They are yellow."
Умка
Детям раздаются игрушки или картинки с их изображениями. Учитель: «Медвежонок Умка живет на далеком Севере, в стране вечных льдов. Он очень любит играть и ищет друзей. Умка прислал вам письмо с изображением игрушек, которые у него есть. Давайте посмотрим и расскажем, какие игрушки есть у нас, а какие — у него!» Выбирается водящий. Дети высказываются по очереди. Ребенок: "I have got two planes." Водящий: "Не has got three planes." Ребенок: "I have got four dolls." Водящий: "Не has got one doll", etc.
Упражнения на комбинирование
Украсим елочку к Новому году
Учитель приносит елочку и новогодние игрушки и предлагает детям подойти по очереди, выбрать игрушку и украсить елку к празднику. Для этого нужно сказать, какая игрушка нравится и какого она цвета: "I like this toy. It is red."
Запасы для животных
Учитель: «Сегодня нам нужно помочь обитателям зоопарка — проверить, достаточно ли у них запасов еды или чего-то не хватает». Учитель предъявляет таблицу, где в одной колонке на картинках изображены животные, а вторая колонка пустая — там должна быть отмечена любимая пища животных. Учитель: «Назовите животное, расскажите, что любят белочки, зайчики, медведи и т. д., и проверьте, есть ли для них еда». Дети рассказывают: "This is a squirrel. Squirrels like mushrooms, This is a bear. Bears like honey." Они ищут картинку с едой и заполняют картинками клеточки в таблице.
На выставке овощей и фруктов
Педагог сообщает о том, что Винни Пух решил принять участие в ежегодной Большой выставке овощей и фруктов вместе с Кроликом. Кролик вырастил великолепный урожай. Педагог предлагает детям тоже принять участие в выставке. Дети лепят овощи и фрукты из пластилина. Затем каждый участник выставки получает свой номер по жребию и рассказывает о своем урожае: "It is a pear. It is yellow. It is a red tomato, it is a long green cucumber."
3. ВАРЬИРУЮЩЕ-СИТУАТИВНЫЙ ЭТАП
На последнем этапе тренируется использование грамматического материала в различных видах речевой деятельности и вырабатывается такое качество навыка, как гибкость, обеспечивающая способность к переносу усвоенного материала в новые условия и его применение для выражения своих мыслей в процессе общения.
Содержание данного этапа составляют различные речевые, т. е. подлинно коммуникативные упражнения:
— участие в диалогах по ситуации;
— монологические высказывания репродуктивного и продуктивного характера;
— аудирование текста, содержащего изучаемое грамматическое явление.
Подчеркнем, что в качестве речевых, или коммуникативных упражнений в методике рассматриваются ситуации, которые должны создавать обстановку общения и четко указывать цель речевого действия. Приведем примеры.
День рождения Тедди
У медвежонка Тедди день рождения, он хочет пригласить всех ребят на праздник, и для этого ему нужно узнать, кто что любит есть. Расскажи Тедди об этом. Твой рассказ он запишет в специальный блокнот.
Записка для Зайки
Зайка гостит в Англии. Его английская тетушка оставила ему записку. Пожалуйста, помоги ему понять, что она велела ему сделать: "Go to the bathroom. Open the taps. Take the white soap. Wash your hands. Wash your eyes and your face. Take the blue toothbrush. Brush your teeth. Take a comb and comb your hair." Дети передают содержание на родном языке.
Загадки Чиполлино
Чиполлино придумал загадки про других жителей страны: про Синьора Помидора, принца Лимона, герцога Мандарина, профессора Грушу и других. Внимательно посмотри на них и постарайся отгадать загадки.
"It is not a vegetable. It is fruit. It is sweet, it is big and yellow. What is it?" (a pear)
"It is not a fruit. It is a vegetable. It is round. It is not green. It is red. What is it?" (a tomato) etc.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бим И, Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988.
2. Блудова Т. П. Использование условных знаков в обучении детей дошкольного возраста английскому языку: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 1997.
3. Воронцова Е. А. Использование синтетической и аналитической наглядности в обучении английскому языку детей старшего дошкольного возраста: Дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 1999.
4. Гальскова Н. Д., Тез Н. И. Теория общения иностранным языкам. Лингводи-дактика и методика: Учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006.
5. Тез Н. К, Ляховицкий М. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М: Высшая школа, 1982.
6. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / Под ред. В. М. Филатова. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
7. Практикум по методике преподавания иностранных языков в средней школе / Под общ. ред. К. И. Саломатова, С. Ф. Шатилова. М.; Просвещение, 1985.
8. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2006.
9. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. Д. Кяиментенко, А. А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981.
10. Шатилов С. Ф. Виды и взаимодействие навыков и умений в иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1977. N3 4. С. 44-51.
11. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Определите, что понимается под термином «грамматика». Что является результатом обучения грамматической стороне речи?
2. Дайте определение грамматического навыка. Какие виды грамматических навыков выделяются в научной литературе?
3. Расскажите о структуре грамматического минимума. Что является единицей организации учебного материала? Обоснуйте ответ.
4. Каковы действия педагога на этапе введения нового грамматического материала?
5. Объясните, в чем состоит объяснение и семантизация нового грамматического материала.
6. Определите дальнейшие этапы работы над грамматикой.
7. Укажите, на что направлены упражнения, используемые на втором и третьем этапах формирования грамматических навыков. Приведите примеры упражнений каждого типа.
|