Особенности диалогической речи

Под диалогической речью в методике «понимают обмен высказываниями, порождаемыми одно другим в процессе разговора между двумя или несколькими собеседниками. Эти отдельные высказывания, взаимосвязанные в диалоге, получили название реплик. Под репликой диалога в лингвистике понимается высказывание, границей которого является смена говорящего. Две или более смежные реплики, взаимосвязанные между собой по смыслу, называются диалогическими единствами, а сам механизм этих взаимосвязей реплик — реплицированием» [8, с. 113]. Таким образом, диалогическое единство представляет собой минимальную единицу измерения диалогической речи.

Давая лингвопсихологическую характеристику диалогическому общению, С. Ф. Шатилов подчеркивал его двусторонний характер: «диалогическая речь есть процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации. Поэтому диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного речетворчества, в котором речевое поведение каждого из участников в значительной мере определяется речевым поведением другого (других) партнера (партнеров)» [11, с. 70]. Постоянная смена говорящего и слушающего, по мнению всех исследователей, является основной отличительной чертой данного вида речевой деятельности. Она же обусловливает трудности в процессе обучения и для обучаемых, и для педагога.

Для изучающих иностранный язык они связаны с тем, что осуществление говорящим речевых действий адекватно ситуации общения возможно лишь в том случае, если речь собеседника была понята и правильно интерпретирована. Для специалиста, проектирующего образовательный процесс, трудности связаны с управлением этим видом речи, который характеризуется непредсказуемостью и спонтанностью. Чтобы преодолеть непрогнозируемость содержания диалогической речи и особенно тех языковых средств, с помощью которых это содержание будет передано, требуется внимательный подход к разработке учебных речевых ситуаций.

Спонтанный характер диалогического общения напрямую влияет и на языковое оформление высказывания. Так, с точки зрения лексической стороны речи для диалога характерно наличие разговорных формул, формул речевого этикета, использование клише и штампов. С точки зрения синтаксиса следует отметить неполноту грамматических структур: опущения, недоговоренности, усеченный характер фраз — эллиптичность реплик. Как отмечают Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез, спонтанный характер речи проявляется «в паузах нерешительности (хезита-циях), перебиваниях, перестройке фраз, изменении структуры диалогического единства» [5, с. 198].

Так как при живом общении собеседники редко остаются безучастными к друг другу и к предмету речи, диалог всегда характеризуется эмоциональной выразительностью.

Как отмечают все без исключения исследователи, одна из особенностей диалогической речи состоит в контактности общающихся, обусловленной целью участников общения реализовать свои коммуникативные намерения и условиями протекания их взаимодействия. В первую очередь эти условия включают психологические установки говорящих. М. Л. Вайсбурд пишет о том, что они могут быть диктальными, модальными или регулятивными [2]. В первом случае диалог имеет характер опроса (допроса), взаимного обмена информацией, во втором — предполагает воспоминания, спор, дискуссию, комментарий. Регулятивный диалог принимает характер инструктажа, планирования, уговора и т. п. По мнению С. Ф. Шатилова, диалогическое общение различается также с точки зрения инициативности его участников. Оно может быть односторонне инициативным, когда активен лишь один из участников (он задает вопросы, ведет разговор), другой реактивен (отвечает на вопросы или как-то иначе реагирует на реплики), что обычно имеет место в диалоге-расспросе, диалоге-интервью; диалог может быть двусторонне инициативным (в парном диалоге) или многосторонне инициативным (в беседе), когда все собеседники в равной степени активно участвуют в нем [11].

Рассматривая коммуникативную ситуацию как «минимальную ячейку общения, "молекулу" устноязычного общения» [2, с. 14], М. Л. Вайсбурд подчеркивает, что она является обязательным условием возникновения и успешного протекания акта коммуникации, а следовательно, одной из главных особенностей диалогической речи является ее ситуативностъ. Обстоятельства внешнего и внутреннего плана создают тот фон, на котором происходит развертывание диалогического текста, оказывают существенное влияние на всех участников процесса и продуцируемую ими речь. Именно поэтому содержание диалогической речи является производным и может быть понято часто только с учетом порождающей ее ситуации.

Рассмотренные здесь особенности диалогической речи позволяют более целенаправленно подойти к планированию процесса формирования иноязычных диалогических умений.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для таксистов?