Место обучения фонетике в педагогическом процессе

Вопрос о месте обучения фонетической стороне речи предполагает указание на то, каким образом работа над данным языковым аспектом распределяется в течение всего периода обучения: выделяются ли отдельные занятия, посвященные формированию произносительных навыков, или же обучение произношению и интонированию ведется на определенных этапах занятия; как данные занятия или этапы упорядочены на протяжении года обучения.

В истории методики существовали различные подходы к решению данного вопроса. Как указывает Е. Н. Соловова, в соответствии с так называемым артикуляторным подходом, основоположниками которого являлись видные советские ученые-лингвисты И. А. Грузинская и К. М. Колосов, для постановки произношения необходим был вводный фонетический курс. В ходе этого курса предполагалось добиться чистоты звуков, и поэтому предварительно тщательно изучалась работа органов артикуляции. Постановка произносительных навыков осуществлялась в отрыве от слуховых, что снижало эффективность формирования фонетических навыков. В целом овладению фонетическим материалом изучаемого языка отводился цикл занятий, по истечении которого считалось, что процесс формирования произносительных навыков завершен. Несмотря на прилагаемые усилия в начале курса, в дальнейшем качество произношения не оставалось безупречным, так как фонетические навыки, в наибольшей степени подверженные деавтоматизации, теряли свои первоначальные качества [8].

В настоящее время в методике принято считать, что целенаправленная работа по формированию фонетических навыков должна проводиться на каждом занятии на протяжении всего процесса обучения. Условно первый год можно разделить на три этапа.

На начальном этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить становление произносительных навыков. В течение одного-двух месяцев педагог знакомит детей с новым фонетическим материалом и закладывает основы для дальнейшей автоматизации формируемых навыков. Работе над фонетикой отводится время на каждом занятии (более подробно см. главу 14). При планировании занятий педагог формулирует в программном содержании такую задачу, как «учить детей употреблять (произносить) указанные звуки/интонационные модели».

В конспекте занятия данной задаче соответствует этап, который называется «Усвоение звуков и интонации».

Задача среднего этапа, который длится в среднем от 3 до 5 месяцев, — продолжать формировать фонетические навыки, обеспечить формирование таких качеств навыка, как автомати-зированность и гибкость.

Здесь работа над развитием артикуляционных и интонационных навыков проводится в виде фонетической тренировки. Теперь в плане-конспекте в программном содержании задачи будут формулироваться следующим образом: «тренировать детей в произнесении звуков...; учить детей правильно интонировать речевые образцы...». Соответствующая данным задачам часть занятия называется «Фонетические упражнения» или «Фонетическая зарядка».

Задача заключительного этапа, занимающего 2-3 месяца первого учебного года и последующее время, состоит в развитии и совершенствовании артикуляционных и ритмико-интонацион-ных навыков. По своему содержанию этот этап во многом сходен с предыдущим. Однако здесь работа направлена преимущественно на предотвращение деавтоматизации произносительных навыков и, следовательно, на предупреждение возможных ошибок в речи. Поэтому педагог, готовясь к занятию, анализирует учебный материал с точки зрения разного рода трудностей, которые могут возникнуть у детей как при продуцировании самостоятельных высказываний, так и при восприятии устной речи на слух. Так, планируя участие детей в диалоге, в ходе фонетической зарядки можно не только тренировать дошкольников в произнесении лексики, содержащей трудные звукосочетания, но и помочь им вспомнить интонационные особенности вопросительных и утвердительных реплик.

Так как в условиях дошкольного образовательного учреждения обучение может не ограничиваться одним годом, продолжительность указанных этапов может варьироваться. Однако инвариантной частью любого занятия с детьми-дошкольниками будет фонетический этап, помогающий детям в интересной и занимательной для них форме овладеть основами иноязычного произношения.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для таксистов?