Глава 11 ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Характеристика монологической речи

Монолог, или монологическая речь, представляет собой одну из сторон говорения, существующую в устной коммуникации наравне с диалогической речью. ВЛонологическая речь — это вид речевой деятельности, результатом которой является монологическое высказывание большей или меньшей степени развернутости. По сравнению с диалогической речью монологическая речь имеет ряд существенных особенностей.

Монологическое высказывание характеризуется определенной целостностью и структурно-композиционной законченностью. Как правило, это текст или сверхфразовое единство, представляющее собой связное речевое целое — текст, обладающий структурой, компоненты которой иерархически организованы и находятся в тесной взаимосвязи. Важное значение для монолога имеет также последовательность изложения.

Развернутость и логика повествования предполагают значительно больший объем и полноту высказывания по сравнению с репликами диалогической речи. Все это обусловливает определенную степень раскрытия мысли (темы) в монологическом тексте, а также лингвистические особенности речи. Для монолога характерны полные, развернутые предложения, выражающие законченную мысль. В речи на родном языке часто это сложные предложения, содержащие синтаксические конструкции, объясняющие или уточняющие мысль, указывающие на условия осуществления действия, раскрывающие его особенности с помощью описания свойств и качеств и т. д. Монологическая речь может рассматриваться как контекстная речь, содержание которой понятно в отрыве от речевой ситуации.

Путь к. реальной коммуникации, к самостоятельному, более или менее развернутому высказыванию лежит через репродуктивную, подготовленную речь. Важным здесь является то, что, с одной стороны, на начальном этапе формирования монологических умений правильность речи гарантируется за счет заучен-ности, а с другой стороны, имеет место ситуативная обусловленность, характерная для естественной речи.

П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева и др. характеризуют монологическую речь, указывая на различный объем речевого продукта и его компонентный состав:

— монологическое высказывание сверхфразового уровня представляет собой совокупность предложений, различных по своему структурно-функциональному строению и объединенных между собой ситуацией и логико-смысловой программой содержания;

— монологическое высказывание текстового уровня- представляет собой текст, состоящий из нескольких микромонологов и характеризующийся смысловой и языковой связностью, композиционной завершенностью.

Монолог — сверхфразовое единство и монолог-текст также выступают в методике в качестве единиц обучения монологическому высказыванию [1].

Дети-дошкольники способны высказаться только на уровне сверхфразового единства. В то же время при условии грамотной и целенаправленной работы по развитию связной речи возможно создание условий для межтемного объединения учебного материала в монологическом высказывании, т. е. объединения двух-трех микромонологов в микротекст-монолог.

Итак, в процессе обучения монологическое высказывание может различаться по степени подготовленности и степени самостоятельности детей. Уровни монологической речи варьируются в зависимости от степени ее развернутости и содержательности.

В методической литературе виды монологической речи также выделяются в соответствии с основными коммуникативными функциями: информативной, регулятивной и эмоционально-оценочной:

— монолог-описание предполагает характеристику предмета или явления путем указания его признаков, свойств, качеств, особенностей;

— монолог-сообщение предполагает изложение информации о развивающихся действиях и состояниях;

— монолог-рассуждение включает ряд суждений, объединяемых особыми логическим отношениями, позволяющими построить умозаключение на их основе [2].

Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина говорят о таком виде монолога, как рассказ [3], С. Ф. Шатилов помимо вышеуказанных выделяет также повествование [5].

Последние виды монологической речи характеризуют зрелый уровень развития коммуникативных умений, который, безусловно, может быть достигнут лишь по окончании школьного образования. Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в раннем обучении иностранному языку основным формируемым видом монологической речи будет являться подготовленная речь в форме описания либо элементарного сообщения, например, о себе, о своей семье. При этом по объему репродуцируемого высказывания это будуг преимущественно монологи сверхфразового уровня.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для таксистов?