|
Формирование иноязычных речевых навыков в различных видах детской деятельности
Практическим результатом нашей исследовательской работы явилось создание методики обучения дошкольников в неречевых видах деятельности [7, 8], представляющей собой комплекс мероприятий: 105 занятий, 10 комплексов утренней гимнастики, 38 подвижных игр на английском языке, примерный перечень речевого материала, используемого педагогом для общения в повседневной жизни с детьми-дошкольниками.
В течение первых восьми занятий организуется допродуктив-ный период — «период молчания», в ходе которого используется метод «ответа физических действий» (Total Physical Response) (термин Д. Ашера), предполагающий выполнение действий и движений в соответствии с инструкцией учителя. «Период молчания» способствует постепенной адаптации детей к звучащей иноязычной речи и не предполагает употребление нового материала в речи. Он представляет собой особый вводный курс, во время которого в процессе активного слушания настраивается восприятие, что позволяет понимать и осмысливать речевые сообщения, обеспечить накопление рецептивно усваиваемой лексики, которая составит базу для дальнейшего продуктивного овладения языковым материалом.
Во время «периода молчания» дети усваиваются лексические единицы, обозначающие основные действия (встань, сядь, подойди, покажи, возьми, принеси, дай, открой, закрой, положи, попрыгай и др.), названия частей лица и тела, цветов, предметов окружающей обстановки, инструментов для рисования (карандаш, коробка, лист бумаги и т.д.). Впоследствии большая часть этих лексические единиц тренируется в речи детей. Таким образом, продуктивное употребление несколько отсрочено по времени, что необходимо для формирования в сознании дошкольников четких слуховых образов лексических единиц.
Последующие занятия включают ситуативно-деятельностные блоки, основанные на различных видах неречевой предметно-практической деятельности и ситуациях общения, определяемых особенностями самой деятельности. Они даются в определенной последовательности, с тем чтобы обеспечить постоянное использование в речи ранее усвоенного языкового и речевого материала, его комбинирование с новым и формирование на этой основа иноязычных устно-речевых навыков и умений.
Каждый вид деятельности предоставляет возможности для усвоения специфических групп, слов. Например, изобразительная деятельность или конструирование предусматривают знание слов, обозначающие различные предметы и их составляющие, их свойства или качества (человек: части его лица и тела; растения: деревья, цветы, трава; части растения: стебель, листья, корни; постройки: дом, здание, дворец, замок и др.; их части: стена, крыша, окно, дверь; качества: большой, маленький, зеленый., красный, круглый, красивый; процессуальные действия: рисовать, строить, делать, лепить, складывать (бумагу), вырезать (круг, треугольники др.), скатать (пластилин), намазать (клеем) и т. д., а также речевых образцов, необходимых для выражения своего мнения, отношения, оценки деятельности (я думаю, я хотел бы, я согласен, мне нравится, я люблю и др.).
Проведение утренней гимнастики помогает усвоить названия снарядов и спортивных предметов (мячи, палки, скакалки, флажки) и обеспечивает легкое усвоение различных глаголов, наречий и т. д, (прыгать, бегать, ходи?:» на цыпочках, на пятках, быстро, медленно, с выполнением других движений: поднимать, приседать, хлопать, бросать).
Использование в обучении трудовой деятельности дошкольников обогащает их иноязычный словарь лексическими единицами других тем (игрушки, детская мебель, предметы обстановки, уголок природы: растения, животные, инструменты и вещи, необходимые для ухода за ними).
Таким образом, словарный состав каждой из семантических групп обусловлен особенностями вида деятельности и, как следствие, включает следующую лексику:
— слова, обозначающие предметы, на которые направлены действия;
-— слова, обозначающие сами действия;
— слова, обозначающие «инструменты», необходимые для выполнения деятельности;
— слова, позволяющие оценить результат деятельности и высказать о нем свое мнение.
Организация лексического материала при таком подходе претерпевает изменения под влиянием отобранных для обучения иностранному языку видов неречевой деятельности и принципа учета системы связей слова. Реализацию последнего в процессе обучения можно образно сравнить с тем, как расходятся круги на воде: точно так же изучаемая вначале лексика постепенно «охватывает» новые связи и отношения, и словарный запас детей видоизменяется не только в количественном плане, но и в качественном. Необходимо соблюдать принцип новизны, заключающийся в такой «организации учебного материала, при которой каждый раз новое содержание передается посредством новых трансформаций и комбинаций одного и того же языкового материала (лексических единиц и грамматических структур)» [1, с. 13]. Увеличение числа таких взаимосвязей происходит как в сторону расширения, так и в сторону углубления и обеспечивает включение усвоенного языкового материала в новый контекст и тем самым его многократное повторение и закрепление. Так, например, усвоение слов, обозначающих цвета, позволяет в дальнейшем говорить о цвете предметов одежды, изучение предметов одежды связано с обсуждением погоды и времен года, а это в свою очередь позволяет рассказывать о времени произрастания фруктов, овощей, растений и об условиях, необходимых для их роста. Усвоение слов, обозначающих названия фруктов и овощей на основе вкусовых предпочтений, объединяется с изучением названий продуктов, что в свою очередь подкрепляется соответствующими лексическими единицами и речевыми образцами для игры в магазин, для экспериментирования со вкусом продуктов и т. д. Не следует думать, что таким образом вводится одна только лексика. Последовательное усвоение речевых образцов является обязательным основным моментом, чтобы с самого начала предоставить детям реальные возможности для общения по поводу деятельности. Речевые образцы используются для создания детьми собственных высказываний по аналогии. На основе замещения различных позиций речевого образца усваиваемыми лексическими единицами и расширения исходной грамматической структуры дошкольники строят свои высказывания, объем которых достаточен для общения в элементарных ситуациях по поводу выполняемой деятельности и ее результатов.
Таким образом, языковой материал дозируется постепенно: из имеющихся тем отбирается лексика и грамматика, которая отвечает актуальным речевым задачам занятия и задачам деятельности, уровню сформированности иноязычных речевых умений и навыков.
Рассмотрим использование некоторых видов деятельности на примере фрагментов занятий.
Изобразительная деятельность с элементами эксперимента.
«Получение цвета путем смешивания двух других цветов»
(фрагмент занятия)
Цель: формирование лексических навыков по теме "Colours".
Задачи: тренировать детей в употреблении лексических единиц, обозначающих цвета: red, yellow, blue, green, pink; в ходе эксперимента показать детям способ получения некоторых цветов смешиванием двух исходных; научить употреблять лексические единицы orange, violet;
учить понимать на слух лексические единицы a brush, water, paint, речевые образцы Dip the brush into the water. Take some red paint. This is a new colour.
1. Заполнение таблицы предполагает закрашивание детьми каждой клетки краской того цвета, который соответствует указанным цветам.
Colour Table
Учитель заранее готовит лист плотной белой бумаги формата А4 и чертит на нем. Названия цветов в вышеприведенной таблице указаны для учителя. На самом листе наносить эти названия не следует. Дети будут последовательно под руководством учителя закрашивать клетки таблицы после выполнения соответствующих действий. Верхние ячейки закрашиваются смешиваемыми цветами, нижние — цветом, получаемым в результате смешивания.
2. Введение нового материала (лексических единиц orange, violet) и тренировка в речи ранее усвоенных лексических единиц и речевых образцов.
Учитель показывает приготовленные материалы (воду в прозрачных стаканчиках, краски, кисточки) и рассказывает детям и Зайке Bunny (игрушка — перчаточная кукла, надевающаяся на руку), что сегодня на занятии они не только узнают новые английские названия цветов, но и научатся самостоятельно получать эти новые цвета из двух других цветов. Учитель предлагает детям провести интересный эксперимент и посмотреть, какой цвет получится, если смешать два цвета. Дошкольники по очереди выполняют указания учитель: "Look! Is it a yellow paint?
Is it red? Find the red paint. Good! Now take the brush. Dip the brush into the water. Dip the brush into the red paint. Take some red paint. Make the water red. What colour is it?"
Первым цветом закрашивается верхняя графа таблицы. То же самое повторяет другой ребенок, добавляя в ту же воду желтую краску. Желтым цветом закрашивается средняя графа таблицы. Учитель сообщает название нового цвета: "This is a new colour. It is orange." Получившийся цвет заносится в нижнюю клетку таблицы. Учитель проводит беседу по таблице, задавая вопросы о цветах, имеющихся в различных клетках таблицы: "Is it red or orange? Is it yellow?, etc."
3. Затем проводятся еще два таких опыта, в результате которых из синего и желтого цвета получают зеленый, а из розового и синего — фиолетовый. Результаты также заносятся в таблицу. Учитель задает детям вопросы, ответы на которые предполагают употребление в речи новых названий цветов.
Рисование: «Животные» (фрагмент занятия)
Цель: формирование лексических навыков по теме "Animals".
Задачи: тренировать в речи лексические единицы, обозначающие названия животных: a mouse, a cat, a dog, a bird, a fish, a frog, a hare, a fox, a wolf, a bear (количество игрушек по числу детей); активизировать лексические единицы, обозначающие цвета и названия частей лица и тела; учить употреблять лексическую единицу a tail. Тренировать в употреблении речевых образцов Hello, cat! Nice to see you! I like this fox. Give me this fox, please.
1. Тренировка ранее усвоенных лексических единиц, обозначающих названия животных.
Зайка приносит игрушки и сообщает детям о том, что в английской Лесной школе проводится выставка портретов животных. Животные, которые вместе с Bunny пришли сегодня в гости к ребятам, очень хотят принять участие в этой выставке и просят нарисовать их портреты. Учитель предлагает детям поприветствовать гостей, используя речевые образцы Hello, cat! Nice to see you! Игрушки «здороваются» с ребятами, те хором и индивидуально отвечают им.
Чтобы распределить игрушки между дошкольниками, учитель предлагает детям сказать о том, какое животное нравится, и попросить его: "I like this fox. Give me this fox, please".
2. Активизация в речи детей лексических единиц, обозначающих цвета и названия частей лица и тела. Введение лексической единицы a tail.
После того как все обучающиеся высказались и получили игрушки, учитель обращает их внимание на хвосты животных и спрашивает: "What is this?" А затем называет хвост по-английски: "This is a tail." Дети повторяют новое слово в опоре на коррекцию учителя. Педагог просит дошкольников объяснить, что они поняли. После высказываний детей о значении слова еще раз тренируется его произношение в речи хором и индивидуально. Учитель задает вопросы и предлагает детям показать хвост у различных животных на игрушках или соответствующих картинках, например: "Look at this dog. Is this a tail or a head? Point to the tail". Показывая на другую часть тела животного: "What is this? Is this a tail?" Показывая на хвост: "What is this? Is this a nose? What colour is the tail? etc." Вопросы адресуются каждому ребенку в группе, чтобы активизировать в речи ранее усвоенный материал и тренировать в понимании и говорении новой лексической единицы a tail.
Прежде чем приступить к рисованию детям предлагается рассказать Зайке про своего животного, чтобы Зайка запомнил, кто кого будет рисовать. Учитель от лица Зайки задает вопросы: "What colour is the mouse? What is this? (a head, eyes, etc.) Is it a tail or a nose? Do you like your mouse?" etc.
3. Тренировка в употреблении речевого материала в процессе выполнения изобразительной деятельности.
Учитель демонстрирует приемы изображения животных и дает краткие объяснения: Draw the cat's head like this (показ). This is the hare's tail. This is the dog's tail (показ). Draw eyes and a nose, please., etc.
Дети рисуют цветными карандашами. В процессе работы учитель подходит к детям, задает уточняющие вопросы (см. предыдущие этапы занятия) и оказывает помощь. После выполнения задания детям предлагается показать свои рисунки Зайке и рассказать, что на них изображено и нравится ли детям нарисованное животное. Учитель дает образец высказывания о рисунке, нарисованном им самим и предлагавшемся ранее детям в качестве образца. Педагог обращает внимание детей на способ выражения положительного отношения к рисунку, напоминает речевой образец I like... и контролирует правильность его произнесения детьми. Затем дети по очереди подходят к Зайке и рассказывают про свои картинки: This is a dog. I like this dog. Зайка хвалит работы детей (Good, Vasya!). После этого портреты вручаются животным, они «благодарят детей и прощаются» с ними.
Для дальнейшей работы над лексикой, обозначающей животных, части лица и тела, цвет, размер, возможно использование приемов, которые могут предварять выполнение деятельности (например, лепки, аппликации) и использоваться на этапе тренировки в употреблении усвоенного материала, В качестве примеров приведем следующие задания:
Помоги животным вернуть все на свои места
Материалы: сказка В. Сутеева «Это что за птица?», аппликации различных животных (по числу детей), выполненные таким образом, чтобы животное не сложно было узнать, но чтобы некоторые части тела были «заимствованы» у других животных, например: у медведя был хвост лисы, у лисы были заячьи уши и т. п. Эти части тела могут быть съемными — вставляться в прорезь либо прикрепляться на липучках.
До занятия в группе в свободное время дети знакомятся со сказкой В. Сутеева «Это что за птица?», в которой рассказывается о завистливом гусе, который решил поменяться с другими птицами клювом, хвостом и т. д. Почти превратившись в другую птицу, он едва не погиб в зубах у лисы.
На занятии учитель сообщает детям о том, что не только гусь, но и другие животные захотели поменяться друг с другом своими частями тела, и вот что из этого вышло (показывает детям картинки-аппликации). Затем учитель спрашивает дошкольников, какое животное им нравится (What animal do you like?), раздает детям эти картинки (Here you are. You are a fox now) и предлагает поговорить друг с другом, чтобы вернуть все на свои места. Целесообразно напомнить детям, какой вопрос следует задавать и что отвечать на него: "Have you got my ears/tai!/iegs, etc.? —Yes, I have. /No, I haven't. Give me my tail, please. — Here you are". Сначала дети задают друг другу вопросы по цепочке, а затем произвольно. Учитель организует работу и следит за тем, чтобы каждый ребенок смог пообщаться и выполнить задачу,
Узнай животное по хвосту
Материалы: рисунок или аппликация дома, в центре которого изображена дверь. С правой стороны двери сделать небольшую прорезь. Необходим также комплект рисунков животных, соответствующих изучаемой лексике.
В ходе выполнения задания учитель показывает детям красивый дом и предлагает отгадать, какие животные в нем живут. Затем просит ребят закрыть глаза и вставляет в прорезь двери животное так, чтобы оно было с внутренней стороны дома, а хвост снаружи, как будто выглядывает из-за двери. Дети открывают глаза, учитель спрашивает:"What animal is it?" Варианты вопросов: "Who is this?/Whose tail is this?" Дети отвечают и если отгадывают, то получают животное для дальнейшего выполнения деятельности или игры.
Лепка: «Овощи» (фрагмент занятия)
Цель: развитие лексических навыков по теме "Vegetables".
Задачи: продолжать тренировать в речи детей лексические единицы a potato, a carrot, a cucumber, a beet, a tomato. Активизировать лексические единицы to model, clay, a napkin, a board. Продолжать тренировать детей в употреблении лексических единиц: square, triangle, big, small, PO You are right' (wrong)! Учить детей понимать лексические единицы: round, long.
1. Тренировка в употреблении лексических единиц, обозначающих овощи, их оазмер и форму.
Зайка приносит на занятие «волшебный мешочек», в котором сложены овощи. Каждый из детей пытается определить на ощупь и правильно назвать овощ, прежде чем вынуть его из мешка. Затем ребенок достает этот овощ, показывает его всем, ребята определяют правильность ответа и говорят:"You are right! (wrong)!" В случае ошибки кто-либо из детей дает правильный ответ. Тот, кто доставал овощ, отвечает на вопросы: "Is this a tomato? etc. What shape is it? is this tomato square or round? What colour is it? Is it small?", etc.
Учитель предлагает детям посоревноваться за право быть его помощником, который будет раздавать материалы, необходимые для лепки. Им станет тот, кто сможет рассказать о вытащенном из мешочка овоще как можно больше, т. е. назвать как можно больше его признаков: "This is a tomato. It is a vegetable. It is round. It is red. It is big. I like tomatoes".
2. Активизация материала в диалогической речи в процессе подготовки к выполнению деятельности.
Выбранный из детей помощник учителя раздает инструменты для лепки, называя их при этом: "A small board and a napkin." Ребята выбирают пластилин нужного им цвета и участвуют в диалоге с помощником учителя: "I want yellow and green clay!" или "Please, give me the red clay!" Помощник, выдавая требуемые материалы и инструменты, отвечает: "Here you are." Ответная реплика ребенка: "Thank you!" Помощник: "You are welcome".
3. Введение лексических единиц round, long, тренировка в восприятии и понимании лексических единиц на слух.
Учитель показывает приемы лепки овощей: "Let's model a cucumber. Take a piece of clay. Make a ball (показ). Then move your hands like this (показ движения руками: раскатывание шарика между ладонями, чтобы сделать его продолговатым). Roll and flatten your ball. Make it long. Now, this is your cucumber. This cucumber is long (семантизация жестом, контроль понимания). Is it long or square? Take a piece of clay. Make a ball. Let's model a potato. Roll your ball like this (показ). Make it round. Show me your potatoes. This potato is round" (показ формы обводящим жестом и перевод). Учитель спрашивает детей: "Is your potato round? Is it long? Is a cucumber round? Is it long?" etc.
Дети приступают к работе над лепкой овощей. Каждый может вылепить по 2-3 овоща. В процессе лепки дети обращаются за помощью к учителю, говоря: "Please, come here. Help me, please". Педагог, подходя к каждому из детей, задает вопросы: "Is it a potato or a cucumber? What is this? Is it square? What shape is it? Is it round or long? Is it big or small?" и др., позволяющие тренировать понимание на слух новых лексических единиц и употреблять ранее усвоенный материал.
4. Тренировка нового и ранее усвоенного материала.
После окончания работы Зайка проводит игру: дети по очереди загадывают один из вылепленных ими овощей, перечисляют его признаки (на английском языке), а Зайка должен отгадать. Зайка не может отгадать сразу и называет неправильно, дети говорят ему: "You are wrong!" Если он отгадал: "You are right!"
Это лишь некоторые примеры использования неречевых видов деятельности для формирования иноязычных лексико-грамматических навыков и активизации изучаемого материала в речи детей.
Данные примеры представляют собой фрагменты занятий. Это не случайно: участие детей в деятельности сочетается с использованием множества других приемов, что в совокупности и образует достаточно сложную структуру занятия, позволяет организовать различные ситуации общения и таким образом сделать его содержательным, эффективным и интересным для дошкольников. Совершенствование речевых навыков также осуществляется в повседневной жизни: учитель или воспитатель, владеющий иностранным языком, дает детям инструкции, команды при организации режимных моментов, проводит утреннюю гимнастику и подвижные игры на прогулке на английском языке. Примеры использования этих приемов будут рассмотрены позже.
|
|