Обучение алфавиту

Традиционно существует представление о том, что, не зная букв, невозможно научиться читать. Тем не менее в зарубежной методике существует метод Phonic, где обучение чтению начинает не с букв, а с обозначаемых ими звуков. Например, на картинке или видео демонстрируется буква Аа и называется звук [ае], а также целое слово с данным звуком: ant. При этом ребенок видит изображение муравья и слово с ярко выделенной буквой а. Происходит установление связи как между предметом и словом, так и между графическим символом (буквой, с которой начинается слово) и звуком. Буква Сс, например, вводится как звук [к] — cat, И — как [1] — insect, Таким образом, каждой букве соответствует один звук и одно слово. В течение одного занятия дети знакомятся с несколькими буквами и звуками соответственно [12].

После презентации новых звуков и соответствующих им слов проводится первичная тренировка:

— дети несколько раз медленно и четко повторяют вслед за учителем звук и слово с опорой на картинку и надпись: [эе] — ant, [к] — cat, [i] — insect и т. д.;

— проговаривание происходит в быстром ритмичном темпе, который может напоминать стиль рэп. При этом последовательность, в которой вводились слова и звуки, здесь также сохраняется;

— педагог демонстрирует букву и называет соответствующий звук, дети с его помощью находят слово, начинающееся с этого звука, и произносят его;

— дети с помощью педагога прочитывают слова, написанные на бумаге, с выделенной первой буквой и пробуют найти соответствующую картинку.

Постепенно объем прочитываемых слов расширяется.

Существуют и другие способы работы над алфавитом, например прием персонификации букв и буквосочетаний английского алфавита. Так О. П. Еремина и Т. И. Ижогина, опираясь на присущие детям образную память и ассоциативное мышление, создают образы-легенды всех букв и буквосочетаний [5]. Буквы живут в волшебной стране Буквляндии, все их приключения объединены сказочным сюжетом. Каждая буква предстает в виде определенного героя, который, обладает своим характером и «голосом» — его передает транскрипционный знак. Обучение идет от яркого зрительного образа к занимательной истории о названии буквы — имени сказочного персонажа, а затем к легенде о звуках, которые обозначает эта буква в различных сочетаниях букв и в различных видах слогов.

В течение первого полугодия предполагается развитие у детей 6-7 лет навыков устной речи, накопление ими словарного запаса, ознакомление с английским алфавитом и правилами чтения каждой буквы. Со второго полугодия дети начинают читать слова и легкие фразы и чуть позже — несложные тексты.

На рисунке, как описывают авторы, представлены проказница С, которая запугивает малышку i и горбатенькую бабушку е, шипя на них, как змея: [s], [s], [s]. За это охотник А и полицейский О хотят наказать проказницу С, и все согласные буквы с ними согласны. Но проказница С при встрече с А, О и согласными успешно прячется от них, надевая маску старичка-гномика, да еще и жалобно покашливая: [к], [к], [к]. И детям сразу становится понятно, почему С в словах face и city читается как [s], а в словах cake и black — как [к].

Нами была разработана методика обучения чтению детей старшего дошкольного возраста, представленная в пособии «Английский с самого началах [2]. Система занятий объединена сюжетом и героями — лесными животными. По мере изучения материала речь персонажей на английском языке становится все более развернутой. Ребенок, озвучивая сначала отдельные буквы, затем слова и предложения, является активным участником описываемых в книге событий. Каждое занятие —это отдельная история, приключившаяся с тем или иным героем. Наличие сюжета и смена событий позволяет детям в интересной и увлекательной форме овладевать новым материалом и постоянно тренироваться з чтении тех слов и предложений, которые были усвоены ранее, а коммуникативные ситуации позволяют в процессе обучения чтению развивать и навыки устной речи. Структура занятия и виды заданий меняются, поэтому невозможность спрогнозировать дальнейшее развитие событий помогает поддерживать интерес ребенка на протяжении всего курса. Некоторые занятия по своему сюжету могут быть впоследствии инсценированы или представлены в виде кукольных спектаклей и т. д.

Буквы вводятся в соответствии с коммуникативным принципом обучения — материал изучается не ради него самого, а чтобы впоследствии использоваться в речи. Другими словами, новые буквы должны быть объединены, с одной стороны, словами, которые образованы этими буквами, а с другой — правилами чтения, предлагаемые детям только в том объеме, который необходим для прочтения именно этих слов. Например, в ходе первого занятия дети знакомятся с буквами Ss, Hh, Ff, Ее, Mm, Ll, а также буквосочетаниями ow — ou, которые соответствуют звуку [аи]. Сначала дети знакомятся с персонажами:

«Мышка — Mouse живет в своем домике — house. Возле домика — house растет большой и красивый цветок — flower. А рядом на дереве живет знакомая Сова — Owl. Мышка — Mouse и Сова — Owl приветствуют тебя в Волшебном лесу!»

Отобранные для первого занятия буквы необходимы для того, чтобы научиться читать слова mouse, house, owl, flower. После серии упражнений детям предлагается отправиться в путешествие в Волшебный лес, где живут их новые друзья Мышка — Mouse и Сова — Owl:

В Волшебный лес вас привезет этот поезд. Прочитайте, как называются его вагончики. Вам нужно сесть в вагончик «flower». Найдите и обведите его кружком.

На следующем занятии эти слова объединяются рифмовкой, которую разучивают дети.

После изучения всех букв, они обобщаются в алфавит, и с помощью ряда заданий дети уже осмысленно запоминают последовательность букв в алфавите.

Буквы вводятся в стихотворениях, которые помогают представить букву и звук;, выделяя их существенные особенности. Важно создать выпуклый образ на основе установления ассоциативных связей с персонажами и выполняемыми ими действиями либо на основе соотнесения с соответствующим и часто повторяющимся русским звуком. Так, например, указанные выше буквы представлены в стишках:

Ss

Буква Ss (эс) на нас глядит?

Извивается, шипит.

«S, S, S», — нам говорит!

Ff

Буква Ff (эф) фырчит, как ежик, Убегая со всех ножек: [f], [f], [f].

Hh

Буква Hh (эйч) ничего не слышит. Она стоит и просто дышит: [h], [h], [h].

Mm

Корова звуком [mmm] мычит, Котенок «мяу» говорит, Вот и вы нам [т] скажите, Всех животных поддержите: [т], [т], [т].

Li

Буква LI светла, как луч, Выходящий из-за туч. Льется LI, как лунный свет, [П/ [I]; [I] — журчит нам вслед.

Дети разучивают стихотворения и раскрашивают картинки. На данном этапе можно использовать раздаточный материал с изображением букв, помогающий детям усвоить их графический образ. Усвоению букв помогают упражнения на установление соответствия между заглавной буквой и строчной.

Сегодня в Волшебном лесу большое событие: птенчики учатся летать! Но они пока еще не очень хорошо помнят дорогу домой. Помоги каждому птенчику найти свое гнездышко. Назови уже знакомые тебе буквы.

В Волшебном лесу буквы спрятались не только в гнездышках. Посмотри, где еще спрятались буквы. Найди и назови их.

Мышка — Mouse гуляла по осеннему лесу и собирала букет осенних листьев, Ветер шумел в ветвях деревьев, и листья кружились и порхали. Здесь были самые разные и очень красивые листики: большие и маленькие, желтые и красные, зеленоватые и ярко-оранжевые. Но в Волшебном лесу к листья волшебные — на каждом листике своя буква. Угадай,, с каких деревьев улетели листики.

Мышка — Mouse собрала два чудесных букета и с радостью подарила один Сове. Но Сова не смогла прочитать буквы на листиках. А ты сможешь?

Сове было очень приятно получить такой замечательный подарок, она решила сфотографироваться с Мышкой и букетом. Сова хотела бы подписать то, что изображено на фотографии, на память. Помоги Сове составить правильные подписи (прочитай слова и соедини линиями с предметами на фотографии).

В игровой форме дети знакомятся и с правилами чтения, которые мы рассматриваем в качестве важных опор овладения новой для ребенка деятельностью, что особенно необходимо на начальном этапе для осознанного овладения навыками чтения.

flower ow~-[au]-ou

На полянке возле озера растут необычные цветы. Они удивительны тем, что на каждом их них написано слово. Все слова, как и цветы, очень похожи — в них есть одинаковый звук [аи]. Этот звук ты узнаешь по двум буквам — ow или ои — в начале или в середине слова. Обведи эти буквы цветом и прочитай: [аи]. Прочитай теперь все слово. Найди одно и то же слово среди цветочков слева и справа.

В английском языке много слов с традиционным написанием, т. е. читающихся не по правилам. Овладение такими словами происходит с помощью метода целых слов. Однако и здесь необходимо провести анализ графического образа слова. Для этого при запоминании используются зрительные опоры. Например, слово owl — короткое, последняя буква в нем высокая, в слове mouse нет таких высоких букв, это слово «ровное» и т. п. Необходимо выделить все особенности слова, способствующие его лучшему запоминанию.

Таким образом, единство и взаимозависимость букв, правил чтения и слов, в которых эти буквы и правила чтения используются, позволяет максимально эффективно осуществить подготовительный этап в обучении чтению и сделать процесс чтения коммуникативным, дающим возможность ребенку в кратчайшие сроки научиться самостоятельно открывать для себя смысл слов, а затем и целых высказываний.

Овладеть новым материалом ребенку помогают также песенки и рифмовки, которые имеются в записи на диске. Часто они содержат и новый материал, который сначала вводится в речи диктора и который в дальнейшем будет тренироваться в ходе занятия. Ребенок также имеет возможность прослушать в речи диктора перевод и затем снова спеть вместе с ним или с опорой на печатный текст, данный в ходе занятия.

Послушай веселую песенку и попробуй догадаться, о ком в ней поется. Посмотри на текст этой песенки — какие слова в ней ты можешь прочитать? Вспомни, что они обозначают.

This brown owl                               (Коричневая сова

Has found                                        нашла

A little mouse                                 маленькую мышку

On the ground.                               на земле.)

По мере усвоения детьми букв и соответствующих правил чтения структура занятий меняется и становится все более похожей на рассказ, в котором сам ребенок принимает активное участие, озвучивая речь персонажей — от слов постепенно переходит к фразам, которые затем включаются в диалоги, не только объединяющие ранее усвоенный материал, но и выступающие в качестве контекста, иллюстрирующего, в каких ситуациях употребляются эти высказывания. Тексты постепенно увеличиваются в объеме, однако часто этот объем создается повторами предложений и их видоизменением, чтобы обеспечить возможность многократного восприятия, прочтения и осмысления фразы или слова. Принцип многократной повторяемости материала на протяжении всего курса обучения помогает обеспечить прочность формируемых навыков.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для таксистов?