§ 5. Учебные и творческие отпуска

Для работников, совмещающих работу с обучением, Трудовой кодекс РФ, а также законодательство об образовании предусматривают ряд гарантий. В числе таких гарантий — предоставление дополнительных отпусков (так называемых учебных отпусков).

Продолжительность учебного отпуска и его характер (оплачиваемый или неоплачиваемый) зависит от уровня образования (высшего, среднего, начального профессионального, др.), формы (заочной и очно-заочной (вечерней), др.). При этом организационно-правовая форма учреждения образования значения не имеет.

Непременными условиями предоставления установленной льготы в соответствии с Трудовым кодексом РФ являются:

1) государственная аккредитация образовательного учреждения, в котором учится работник;

2) успешное обучение работника в таком учреждении.

Государственная аккредитация образовательного учреждения подтверждается свидетельством, выдаваемым на основании распорядительного документа аккредитацион-ного органа.

Свидетельство является документом, подтверждающим:

■ государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ;

■ соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным образовательным программам требованиям государственных образовательных стандартов;

■ право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования по аккредитованным образовательным программам.

Сведения об образовательных учреждениях, прошедших аккредитацию и получивших свидетельства, с перечнем аккредитованных программ, а также сведения об образовательных учреждениях, действие свидетельств которых приостановлено или аннулировано, вносятся аккредита-ционным органом в реестр аккредитованных образовательных учреждений и публикуются в периодических изданиях этого органа. Кроме того, с информацией об аккредитации того или иного образовательного учреждения работники отдела кадров могут ознакомиться в периодически издаваемых Минобразования России приказах «О государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений».

Гарантии и компенсации в части предоставления дополнительных отпусков работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, могут устанавливаться коллективным договором или трудовым договором.

Как уже отмечалось, значимым фактором для предоставления оплачиваемых отпусков работникам, совмещающим работу с обучением, является успешность обучения.

Условие «успешности обучения» претерпевало изменения вместе с изменениями законодательства о труде. На наш взгляд этому условию необходимо уделить особое внимание.

Первый Кодекс законов о труде РСФСР от 09.11.19221 никак не выделял работников, совмещающих работу с обучением.

По мере становления образования в СССР, «успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта, а также лицам, успешно обучающимся в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах, и лицам, обучающимся без отрыва от производства в вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах рабочей и сельской молодежи, для подготовки и сдачи экзаменов»2 стали предоставляться отпуска большей, по сравнению с обычной, продолжительностью. Например, ученикам школ фабрично-заводского и горнопромышленного ученичества и школ массовых профессий очередной отпуск предоставлялся в размере 1 календарного месяца, но не менее 24 рабочих дней3 — против 12 рабочих дней с добавлением выходных дней, приходящихся на отпускное время для взрослых работников.

Законодательно закрепленные критерии «успешности» появились гораздо позже. Сначала косвенные — «в период работы учащихся на производстве, когда обучение проводится заочно, к сдаче экзаменов допускаются учащиеся, полностью выполнившие все контрольные и лабораторно-практические работы, установленные учебным планом для данного курса (семестра)»4, а затем и явные. Так, пунктом 7 приказа Минвуза СССР от 05.09.1960 № 472 «Об утверждении Положения о курсовых экзаменах в заочных средних специальных учебных заведениях»', успешно выполнившими учебный план и имеющими право на дополнительный оплачиваемый отпуск признавались учащиеся-заочники, которые не имели академической задолженности за предыдущий курс и к началу лабораторно-экзаменационной сессии выполнили с положительной оценкой все контрольные работы и курсовые проекты по предметам, выносимым на лабораторно-экзаменационную сессию.

Далее, эта формулировка была уточнена в письме Минвуза СССР от 27.05.1965 № И-40 «О порядке вызова на лабораторно-экзаменационную сессию учащихся-заочников средних специальных учебных заведений»2: успешно выполняющими учебный план и имеющими право на дополнительно оплачиваемый отпуск считаются учащиеся-заочники, которые не имеют академической задолженности за предыдущий курс и к началу лабораторно-экзаменационной сессии по предметам, выносимым на данную сессию, выполнили с положительной оценкой не менее 75% контрольных работ и остальные 25% контрольных работ и курсовые проекты представили на рецензирование.

Принятый впоследствии КЗоТ РФ также ввел условие успешности обучения для предоставления дополнительного отпуска в отношении работников, обучающихся без отрыва от производства в средних профессионально-технических училищах по вечерней (сменной) форме обучения, на вечерних (сменных) отделениях училищ (статья 194 КЗоТ РФ), а также для студентов и учащихся, успешно обучающихся в вечерних или заочных высших и средних специальных учебных заведениях (статья 198 КЗоТ РФ).

Постановлением Совета Министров СССР от 24.12.1982 № 1116 «Об утверждении положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях» (с изм. на 15.06.1991)3 предусматривались льготы для рабочих и служащих, успешно обучающихся без отрыва от производства в средних общеобразовательных вечерних (сменных) и заочных школах, в средних профессионально-технических училищах по вечерней (сменной) форме обучения, на вечерних (сменных) отделениях средних профессионально-технических училищ, на подготовительных отделениях при высших учебных заведениях, в высших и средних специальных учебных заведениях по вечерней и заочной формам обучения.

Эта новелла указанного постановления по распространению условия «успешности» и на совмещающих работу с обучением в учреждениях высшего профессионального образования, и на обучающихся в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования, а заодно и на работающих школьников, обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, нашла свое закрепление и в Трудовом кодексе РФ.

В связи с этим, авторы комментариев к Трудовому кодексу РФ так расшифровывают термин «успешность» — лицами, которые обучаются успешно, признаются:

«а) по вечерней форме обучения в высших учебных заведениях — студенты, которые в соответствии с учебным планом сдали все зачеты, а также выполнили предусмотренные для данного семестра другие работы;

б) по заочной форме обучения в высших учебных заведениях — студенты, которые не имеют задолженности за предыдущий курс или семестр и к началу сессии выполнили все контрольные и курсовые работы по дисциплинам, выносимым на сессию».

Однако, несмотря на расширение содержания критерия «успешности обучения», в реальности его применение проблематично. Дело в том, что работодатель узнает о необходимости предоставления отпуска работнику, совмещающему работу с обучением в среднем или высшем профессиональном учреждении образования, только из справки-вызова (о ней речь пойдет далее).

Решение о допуске учащегося к тем или иным испытаниям принимается учреждением образования. По сути, упомянутая справка должна выдаваться работнику-учащемуся при выполнении им установленного учебного плана. А он, как известно, признается выполненным при отсутствии оценок «неуд» или «не зачтено». Решение же о допуске к экзаменам (зачетам) учащихся, получивших неудовлетворительные оценки по итогам текущего учета знаний (как по предметам выносимым, так и не выносимым на сессию), как правило, принимается учреждением образования в индивидуальном порядке.

Согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (с изм. на 23.12.2002)' общеобразовательное учреждение вообще самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Кроме того, в следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, а обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, всего лишь не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Самостоятельная же оценка работодателем успешности обучения своего работника не входит в его компетенцию, и введение им любого порога «успешности» выше установленного минимума будет незаконным. Если учебное заведение выдало справку-вызов, то работодатель обязан предоставить обучающемуся работнику дополнительный отпуск. Обратной силы положение об «успешности» не имеет — т.е., даже если, например, студент, будучи отправленным в учебный отпуск, не сдал сессию, работодатель не имеет право производить какие-либо вычеты из его зарплаты за «неуспешное обучение».

Здесь представляется уместным обратить внимание на разъяснения ранее действовавшего законодательства по некоторым вопросам предоставления учреждением образования справки-вызова работникам-учащимся. Так, например, приказом Минвуза СССР от 05.09.1960 № 472 «Об утверждении Положения о курсовых экзаменах в заочных средних специальных учебных заведениях», разъяснялись следующие вопросы:

1) учащиеся, оставленные по уважительной причине на повторный курс и не пользовавшиеся за данный курс оплачиваемым отпуском, имеют на него право, если они за 2-й год обучения успешно выполнили соответствующий учебный план;

2) учащимся, не выполнившим по уважительным причинам учебный план к началу лабораторно-экзаменаци-онной сессии, директор учебного заведения назначает другой срок ее проведения;

3) учащиеся, которым перенесен срок лабораторно-эк-заменационной сессии, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск;

4) учащиеся, не выполнившие учебный план и не имеющие права на дополнительный оплачиваемый отпуск, но прибывшие на лабораторно-экзаменапионную сессию, могут получить консультации преподавателей, выполнить лабораторно-практические работы, сдать зачеты по практике и экзамены по теоретическим предметам. Таким учащимся после выполнения ими учебного плана оплачиваемый отпуск за данный учебный год не предоставляется.

Учебные отпуска предоставляются работникам, совмещающим работу с обучением, на основании справок-вызовов, выдаваемых учебными заведениями.

Форма справки, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного оплачиваемого отпуска и других льгот, связанных с обучением в среднем специальном учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, утверждается федеральным органом управления образованием (постановление Правительства РФ от 03.03.2001 № 160 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» (с изм. на 31.03.2003)', а форма справки-вызова обучающимся в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию — федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием (Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Причем, для высшего образования утверждены разные формы справок: отдельно для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по заочной и очно-заочной (вечерней) формам и отдельно для студентов высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающих учебу с работой, и слушателей подготовительных отделений при высших учебных заведениях.

Выдача справок-вызовов и явка учащихся на экзамены подлежат строгому учету. Аналогичному учету подлежат справки-вызовы и в отделе кадров организации.

Работник, получивший справку-вызов, предъявляет ее в отдел кадров, который на ее основании издает приказ о предоставлении дополнительного отпуска работнику, совмещающему работу с обучением.

В соответствии со статьями 173—176 Трудового кодекса РФ дополнительные оплачиваемые отпуска (с сохранением среднего заработка) предоставляются совмещающим работу с обучением работникам, указанным в таблице 16.

Право работников на дополнительные оплачиваемые отпуска в связи с обучением, предусмотрены не только Трудовым кодексом РФ, но и иными федеральными законами. Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» учебные отпуска с сохранением средней заработной платы по месту работы предоставляются работникам, указанным в таблице 17.

Таблица 17

п/п

Категория работников

Цель отпуска

Продолжительность

1

Лица, допущенные к вступительным испытаниям в аспирантуру

Сдача вступительных испытаний в аспирантуру

30 календ, дней

2

Аспиранты, обучающиеся по заочной форме обучения

Сдача экзаменов и выполнение работ по диссертации

30 календ, дней (дополнительный отпуск, к которому добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно, с сохранением средней заработной платы)

3

Аспиранты

Завершение диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук

3 месяца

4

Докторанты

Завершение диссертаций на соискание ученой степени доктора наук

6 месяцев

Отпуска, предоставляемые для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук, называются творческими отпусками. Также «творческими» называются отпуска, предоставляемые авторам для подготовки рукописей учебников (учебных пособий). Например, в соответствии с приказом Минобразования России от 25.04.2000 № 1210 «О конкурсе по созданию новых учебников по общепрофессиональным дисциплинам для студентов средних специальных учебных заведений» руководители государственных высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования могут предоставлять победителям первого тура конкурса на создание новых учебников (учебных пособий) для студентов средних специальных учебных заведений творческие отпуска на подготовку рукописей учебников (учебных пособий) в соответствии с установленным порядком. Такой порядок был введен постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1974 № 656 «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием», согласно которому продолжительность творческого отпуска (с сохранением средней заработной платы по основному месту работы) составляла до 3 месяцев.

Трудовым законодательством и законодательством об образовании для работников, совмещающих работу с обучением, предусмотрено предоставление не только дополнительных оплачиваемых отпусков, но и отпусков без сохранения заработной платы (подробно о данном виде отпусков см. § 3 настоящей главы).

Согласно части первой статьи 177 Трудового кодекса РФ дополнительные отпуска (а также иные гарантии и компенсации) работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Эта норма поставила в затруднительное положение работников, поступивших в образовательные учреждения до 01.02.2002, т.е. до момента введения в действие Трудового кодекса РФ, а также работодателей, которые не могли определиться с предоставлением оплачиваемых отпусков указанным работникам. Минтруд России на этот счет разъяснение не подготовил, поэтому в основном дискуссии вышли на страницы специальных изданий, посвященных вопросам трудового права.

В сложившейся ситуации толкователями норм выступили государственные органы, имеющие в своей структуре подведомственные им учреждения образования. Так, например, Государственный таможенный комитет РФ своим письмом от 05.03.2002 № 01-06/8844 «О проблеме предоставления учебных отпусков сотрудникам таможенных органов», дал такое разъяснение:

«В отношении обучающихся второму высшему образованию Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 февраля 2002 года, установил, что предоставление учебных отпусков и их соответствующая оплата (включая оплату проезда к месту учебы) осуществляются только работникам, получающим образование соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ). Вместе с тем указанные ограничения распространяются на правоотношения, возникшие после введения в действие Трудового кодекса РФ (ст. 424 ТК РФ).

Исходя из изложенного и в целях единообразного применения норм, регламентирующих предоставление учебного отпуска сотрудникам, получающим второе высшее образование, предлагаю руководствоваться следующим.

1. Работникам, совмещающим работу с обучением и поступившим в учебные заведения до 1 февраля 2002 года, учебный отпуск предоставляется в порядке, установленном статьей 35 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Основанием такого решения является факт поступления сотрудника в учебное заведение, с момента которого у сотрудника возникает право, а у таможенного органа, соответственно, обязанность предоставления учебного отпуска (т.е. правоотношения, возникшие до вступления в силу Трудового кодекса РФ).

2. Сотрудникам, поступившим (восстановившимся) в учебные заведения после 1 февраля 2002 года, за исключением сотрудников, получающих образование соответствующего уровня впервые, учебный отпуск без сохранения денежного содержания предоставляется в индивидуальном порядке решением начальника таможенного органа, без оплаты проезда к месту учебы».

Здесь необходимо сказать, что получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования — это прямо установлено пунктом 6 статьи 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Федерального закона в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

■ высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;

■ высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;

■ высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».

Также не рассматривается как получение второго среднего профессионального образования получение впервые среднего профессионального образования повышенного уровня лицом, имеющим среднее профессиональное образование базового уровня (пункт 48 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).

Наряду с описанным выше ограничением гарантий обучающимся работникам, частью третьей статьи 177 Трудового кодекса РФ установлено и такое ограничение: работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, такие гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений {по выбору работника).

Сама по себе позиция законодателя, изложенная в статье 177 Трудового кодекса РФ, несколько расходится с провозглашенной государством политикой в области образования и понижает гарантии работникам, получающим второе образование. Тем не менее, вышеуказанная норма не запрещает устанавливать для получающих второе образование гарантии, аналогичные предусмотренным законодательством для получающих образование впервые посредством коллективно-договорного регулирования (в коллективном договоре) или в индивидуальном порядке (в трудовом договоре). Это следует из пункта 5 статьи 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому для работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные льготы.

Примечательно, что утвержденная форма справки-вызова может использоваться для обучающихся по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения в средних специальных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию и получающих образование соответствующего уровня не впервые на условиях, определяемых коллективным или трудовым договором (приказ Минобразования России от 17.12.2002 № 4426 «Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного оплачиваемого отпуска и других льгот, связанных с обучением в среднем специальном учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию»).

Единственное, чего не могут содержать коллективные и трудовые договоры, так это положений, понижающих установленные Трудовым кодексом РФ гарантии и компенсации в отношении лиц, совмещающих работу с обучением (например, указанными документами продолжительность дополнительного отпуска не может устанавливаться меньше предусмотренной законом).

Несколько слов о порядке предоставления и оформления учебных отпусков. Учебные отпуска относятся к целевым отпускам, т.е. их целью является использование времени освобождения от работы для сдачи экзаменов, участия в мероприятиях, связанных с обучением. Указанные отпуска введены законодательством наряду с ежегодными отпусками, которые предоставляются работнику для отдыха. Отсюда следует, что при совпадении ежегодного оплачиваемого отпуска и учебного отпуска, ежегодный отпуск должен переноситься или продлеваться (см. § 4 главы 3 настоящего пособия). Отказывать в предоставлении учебного отпуска по мотиву того, что работник может использовать свой очередной отпуск для экзаменационной сессии, работодатель не вправе.

Не вправе работодатель и отзывать работника из учебного отпуска или требовать явки на работу после экзаменов.

Если работник-студент не участвовал в экзаменационной сессии или в иных учебных мероприятиях, на время проведения которых законодательством предусмотрен отпуск, то требовать предоставления учебного отпуска впоследствии он не вправе (исключением является только временная нетрудоспособность работника).

Продолжительность отпуска, установленная законом, является общей и рассчитана на соответствующий курс обучения. Это означает, что если образовательное учреждение предусматривает возможность сдачи экзаменов, выполнения лабораторных работ в несколько этапов, разбивка учебного отпуска возможна. При этом, конечно, необходимо исходить из общей продолжительности отпуска.

Если в образовательном учреждении, согласно учебному плану студенты последнего курса заочной формы проходят теоретический курс в объеме одного семестра и участвуют в одной экзаменационной сессии, они имеют право на половину отпуска, предусмотренного Трудовым кодексом РФ.

Возможность соединения учебных отпусков с ежегодными предусмотрена частью второй статьи 177 Трудового кодекса РФ, согласно которой к дополнительным отпускам, предусмотренным статьями 173—176 ТК РФ (т.е. к учебным отпускам), по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

Работодателям следует знать, что согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» организации, работники которых обучаются по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, освобождаются от налогов на сумму средств, которые затрачены на обучающихся, указанных в графе 2 таблицы 16 и таблице 17.

Как правильно составить график сменности. Как правильно составить график сменности.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?