|
2.3. Дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем
В соответствии со статьей 119 Трудового кодекса РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее 3 календарных дней.
Прежде всего определимся, что понимается под ненормированным рабочим днем. Согласно части первой статьи 101 Трудового кодекса РФ ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
Частью второй статьи 119 ТК РФ установлено, что порядок и условия предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, — органами власти субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.
Для организаций, финансируемых из федерального бюджета, Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем утверждены постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 № 884'. Согласно указанному нормативному правовому акту ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется за работу в условиях ненормированного рабочего дня отдельным работникам, если эти работники при необходимости эпизодически привлекаются по распоряжению работодателя к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
В соответствии со статьей 101 Трудового кодекса РФ перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Перечень же должностей работников, которым предоставляется дополнительный отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня, в соответствии с названным постановлением Правительства РФ должен устанавливаться правилами внутреннего трудового распорядка или иным нормативным актом организации. В такой перечень включаются:
1) руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;
2) лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;
3) лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.
При разработке перечня следует учитывать, что:
а) ненормированный рабочий день устанавливается только для работников, занимающих должности (т.е. для служащих, а не для рабочих);
б) ненормированный рабочий день предполагает эпизодическое привлечение работников к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Согласно постановлению Правительства РФ № 884 продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3 календарных дней.
3 календарных дня — это минимальная продолжительность отпуска. Максимальный его предел устанавливался ранее действовавшим законодательством — 12 рабочих дней. Сегодня Трудовой кодекс РФ не предусматривает таких ограничений и конкретная продолжительность дополнительного отпуска за работу в условиях ненормированного рабочего дня устанавливается организацией самостоятельно и зависит от:
■ объема работы;
■ степени напряженности труда;
■ возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени;
■ других условий.
На основании названного постановления Правительства РФ, а также руководствуясь статьей 119 Трудового кодекса РФ отдельные федеральные органы своими нормативными правовыми актами установили для своих служащих конкретную продолжительность дополнительного отпуска за работу в условиях ненормированного рабочего дня (таблица 7).
Работники центрального аппарата и территориальных органов МПР России:
1. Занимающие высшие и главные должности Перечней государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти и его территориального органа
2. Занимающие ведущие долж ности Перечней государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти и его территориального органа, а также категории «Б», учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий федерального министра
3. Занимающие старшие должности Перечней государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти и его территориального органа
Продолжение табл. 7
|
|
4. Занимающие младшие должности Перечней государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти и его территориального органа, а также работники, осуществляющие техническое обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных органов МПР России |
6 |
2 |
Приказ ФОМС от 04.01.2003 №1 |
Работники Федерального фонда ОМС: |
14 |
1. Директор, заместители директора, руководитель службы информационно-технического обеспечения системы ОМС, начальники Управлений и их заместители, начальник Информационно-вычислительного центра и его заместитель, заместитель главного бухгалтера |
2. Советник и консультант директора, начальники отделов и их заместители |
12 |
3. Главные и ведущие специалисты, секретари директора и Правления, пресс-секретарь |
10
l 6 |
4. Водители |
3 |
Приказ МПТР от 30.12.2002 №261 |
1. Лица, замещающие государственные должности федеральной государственной службы в центральном аппарате МПТР: |
14 |
1.1. Заместители министра (в том числе первые), начальники управлений и их заместители, начальники самостоятельных отделов |
1.2. Заместители начальников самостоятельных отделов, начальники отделов в составе управлений и их заместители, помощник министра, советники |
12 |
1.3. Главные специалисты, ведущие специалисты |
10 |
1.4. Специалисты 1-й и 2-й категорий |
8 |
Окончание табл. 7
|
|
2. Работники центрального аппарата МПТР, занимающие должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющие техническое обеспечение деятельности МПТР |
6 |
4
5 |
Приказ Минфина России от 29.07.2002 № 154 |
Работники центрального аппарата и территориальных органов Минфина России: |
12 |
1. Федеральные государственные служащие |
2. Другие работники центрального аппарата и территориальных органов Минфина России, не включенные в перечень государственных должностей федеральной государственной службы |
8 |
Приказ Федеральной архивной службы России от 27.05.2002 № 138-лс |
Работники центрального аппарата Росархива: |
14 |
1. Заместители руководителя, начальники управлений и самостоятельных отделов и их заместители |
2. Начальники отделов в управлениях, консультанты, главные специалисты |
12 |
3. Ведущие специалисты, специалисты 1-й и 2-й категорий |
10 |
4. Другие работники центрального аппарата Росархива, не включенные в перечень государственных должностей федеральной государственной службы |
8 |
6 |
Приказ Минкультуры от 22.05.2002 №834 |
Руководители территориальных управлений Минкультуры России по сохранению культурных ценностей |
14 |
7 |
Приказ Минюста России от 08.02.2002 №33 |
Работники центрального аппарата Минюста России: |
14 |
1. Заместители министра, руководители департаментов, начальники управлений, самостоятельных отделов и их заместители |
2. Начальники отделов в департаментах, управлениях и их заместители, советники, помощники министра, консультанты, главные специалисты |
12 |
3. Ведущие специалисты, специалисты 1 и 2 категории |
10 |
4. Другие работники центрального аппарата Минюста России, не вклю- I ченные в перечень государственных должностей федеральной государственной службы |
8 |
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ № 884 право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня.
Частью первой статьи 119 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что дополнительный отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня с письменного согласия работника может быть заменен на компенсацию за переработку за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. При этом такая переработка компенсируется как сверхурочная работа. Для определения размера компенсации работодатель должен вести учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня.
Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками.
В случае переноса либо неиспользования этого отпуска, а также увольнения, право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации для ежегодных оплачиваемых отпусков. Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.
Все вышеизложенные положения постановления Правительства РФ № 884, а также нормы статьи 119 Трудового кодекса РФ должны быть учтены при разработке соответствующего раздела правил внутреннего трудового распорядка или иного локального нормативного акта организации, устанавливающего порядок предоставления дополнительного отпуска за работу в условиях ненормированного рабочего дня. Особое внимание следует уделить правилам его цредоставления тем работникам, которые не занимают постоянно должности с ненормированным рабочим днем, но временно (для замещения отсутствующего работника) переводятся на эти должности. На наш взгляд, отпуск таким работникам должен предоставляться пропорционально отработанному в этой должности времени. Кроме того, также подробно следует урегулировать порядок предоставления отпуска работникам при переводах с должности, для которой предусмотрена большая продолжительность дополнительного отпуска, на должность, для которой предусмотрена меньшая продолжительность. Здесь также должно применяться правило о пропорциональном исчислении продолжительности отпуска в зависимости от времени замещения конкретной должности. Собственно, учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня, необходим не только для определения размера компенсации, но и для решения этих и аналогичных вопросов на локальном уровне.
Скользящий график работы по тк рф. Скользящий график работы по тк рф.
|
|