2. Типология фоноупражнений

Наиболее распространенные в настоящее время типы упражнений (языковые — речевые; подготовительные — речевые; тренировочные — речевые; коммуникативные — некоммуникативные) разрабатывались в самом общем плане с целью охвата всех аспектов языка и видов речевой деятельности на иностранном языке.

В предлагаемом ниже описании сделана попытка представить типологию фоноупражнений, которая в посильной мере учитывала бы специфические черты работы с фономатериалами. При этом мы не противопоставляем ее существующим типам упражнений, не подчеркиваем ее особых преимуществ, а считаем данную типологию одним из возможных вариантов.

В основу предлагаемой типологии легли следующие соображения.

1.  В рационально организованном учебном процессе по иностранному языку всегда взаимозависимо сосуществуют «теория» и «практика».

2.  Во всякой сфере человеческой деятельности (не исключая речевой) практика характеризуется наличием двух последовательных фаз — подготовительной и исполнительной.

3.  Тренировочная работа — основа приобретения умений и навыков — имеет два яруса. На первом, нижнем ярусе находятся упражнения, с помощью которых достигаются заданные стандарты (параметры), на втором, верхнем ярусе — достигнутые стандарты удерживаются на соответствующем уровне, чтобы предотвратить регрессивные процессы.

4.  Каждое упражнение, каким бы элементарным или каким бы сложным оно ни было, должно быть функциональным по своей сущности, т. е. оно функционирует для решения учебной или речевой^задачи.

5.  Упражнения, в большинстве случаев должны быть построены так, чтобы обеспечивать усвоение теории и овладение практикой в речевой деятельности, как правило, в единой методической структуре.

Обратимся теперь к предложенной типологии, состоящей из двух ярусов, которые охватывают три типа фоно-упражнений: когнитивные (познавательные) прикладные и актуализированные (рис. 3).

Когнитивные упражнения имеют сугубо познавательный характер, их цель — передать учащемуся информацию о языке, о способах коммуникации так, чтобы эти знания стали его достоянием и способствовали бы ускоренному формированию необходимых умений и навыков. В связи с тем, что при выполнении когнитивных упражнений приобретаются не только знания об аспектах системы языка, но и о структуре речевых сообщений (для этого в одной методической структуре представлена и «теория», и «практика»), такие упражнения нельзя назвать языковыми или подготовительными. Здесь, как правило, первичное закрепление сливается с элементарным речевым действием.

Задача прикладных упражнений, расположенных на том же самом нижнем ярусе, — применение приобретенных знаний, умений и навыков на практике, т. е. в актах иноязычной речевой деятельности. Речевыми их нельзя назвать в силу того, что на нижнем ярусе владения языком учащийся еще связан формой выражения, не в состоянии координировать свою сенсорную и мыслительную деятельность так, чтобы в фокусе его внимания оказался бы максимум содержания и минимум формы. Кроме того, в прикладных упражнениях ощутимо имплицируется языковой аспектный компонент. Следовательно, здесь еще нет владения языком как таковым.

Актуализированные упражнения представлены здесь как самостоятельный тин высшего яруса. При выполнении таких упражнений совершаются акты коммуникативной иноязычной деятельности, т. е. тут актуализируется все то, что было достигнуто на нижнем ярусе. Иначе говоря, при выполнении этих упражнений речь индивида соотносится в известной мере с действительностью и используется в конкретной речевой ситуации.

Такая речь, правда, не может идентифицироваться с речью грамотного носителя языка, так как она содержит допустимые ошибки, не нарушающие процесс общения между коммуникантами. Наиболее характерной чертой такой речи следует считать наличие фиксируемого внимания учащегося на содержании высказывания, хотя форма до некоторой степени также остается под контролем.

Несколько замечаний о сущности структурных подразделений представленной типологии фоноупражнений.

Поскольку когнитивные упражнения по своей функции познавательны, а объектом познания является прежде всего языковая система, то и йнутренние подразделения этого типа имеют цель раскрыть подчиненные группы упражнений, зависящих от сложности языкового материала. При этом нельзя пренебречь тем, что содержанием мыслительных операций как при реализации когнитивных, так и прикладных упражнений всегда является единство анализа и синтеза, выраженное в различных случаях разным соотношением аналитических и синтетических операций.

Задачи и специфика когнитивных упражнений позволяют считать, что при их выполнении преобладает аналитическая деятельность, направленная в первую очередь на овладение формой, представленной неодинаковым по сложности материалом.

В соответствии с этим когнитивные фоноупражнения можно подразделить на три группы: 1) аналитико-синте-тические упражнения первого уровня (фонемы, морфемы и слова, а также слова-понятия как лексические единицы), 2) аналитико-синтетические упражнения второго уровня (звукосочетания, простые предложения, словосочетания), 3) аналитико-синтетические упражнения третьего уровня (сверхфразовые единства, сложные предложения, осложненные словосочетания). Каждый из уровней может иметь фонетические, грамматические и лексические фоноупражнения, которые в свою очередь могут подразделяться (кстати, точно так же, как и прикладные) на устные и письменные, рецептивые и репродуктивные, программированные и непрограммиро-ванные.

Определяя сущность прикладных упражнений, нужно исходить из того, что их назначение — использование приобретенных знаний, умений и навыков на практике в виде актов учебной речевой деятельности. В качестве элементарной речевой единицы на этом уровне выступает образец речи, а в качестве единицы более высокого порядка — высказывание или контекстуальное единство, которое по сравнению с образцом речи имеет более осложненную языковую и логическую структуру, а потому и более сложное содержание.

В основе выполнения упражнений этого типа лежит сложная синтетико-аналитическая деятельность с преобладанием синтетических операций. Исходя из сложности упомянутых речевых единиц (речевой образец и контекстуальное единство), можно выделить синтетико-аналитические упражнения первого уровня и синтетико-ана-литические упражнения второго уровня.

Актуализированные фоноупражнения внутренних подразделений не имеют, потому что это уже не упражнения в классическом понимании данного термина, а, скорее, использование языка с определенной коммуникативной задачей. Такое использование языка, правда, еще отличается от актов коммуникации, осуществляемых носителями языка в естественных условиях, во-первых, меньшей степенью полноты выбора средств выражения и, во-вторых, в известной мере искусственными речевыми ситуациями.

Завершая описание типологии, нужно отметить, что она показывает лишь общий подход к типам фоноупраж-нений. Наличие такой классификации подтверждает, что в обучении иноязычной речи, проводимом при широком использовании звукозаписи, наибольшее значение должны иметь прикладные упражнения, меньшую роль играют в таком случае когнитивные упражнения, а собственно речевые действия замыкаются в сфере актуализированных упражнений, по сути, в рамках аудирования.

Иллюстрации к типологии фоноупражнений. Когнитивные упражнения на уровне звука (аналитико-синтетические первого уровня). Прикладные упражнения на уровне образца (синтетико-аналитические первого уровня).


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для таксистов?