|
ОТ АВТОРА
Прошло время, когда применение технического устройства на занятии по иностранному языку было диковинкой, уделом отдельных преподавателей-энтузиастов. Теперь все возрастающая технизация учебного процесса, внедрение техники в обучение иностранным языкам позволяет во многих случаях рационализировать процесс обучения и тем самым приблизиться к оптимальным учебным режимам.
В настоящее время подавляющее большинство учебных заведений имеет в своем распоряжении более или менее солидную обучающую технику. Но, к сожалению, в целом ряде случаев технические средства используются недостаточно квалифицированно и притом нередко нерентабельно. В таких ситуациях созданная ценой больших усилий техническая база обучения часто себя не оправдывает, а иногда даже дискредитирует идею повышения эффективности учебного процесса с помощью технических средств.
Это свидетельствует, по всей видимости, о том, что некоторые преподаватели еще не овладели методикой использования звукозаписи, в результате чего работа с техническими средствами становится монотонной, а основные типы упражнений по структуре и содержанию остаются весьма примитивными («Прослушайте текст...», «Слушайте и повторяйте...» и т. п.). Незнание же методики приводит к грубейшим просчетам в стратегии и тактике обучения, ведет к недоиспользованию большого потенциала, заложенного в технических средствах — мощных орудиях учебного процесса. Поэтому предлагаемое пособие посвящено одной из наиболее актуальных проблем современной методики — использованию звукозаписи в обучении иностранным языкам.
Понимая сложность и многогранность проблемы, автор счел необходимым несколько ограничить круг своих задач основными вопросами применения звукозаписи в обучении иностранным языкам на факультетах и в институтах иностранных языков. Такой подход, однако, не исключает возможности достаточно широкого использования материалов этой книги преподавателями иностранных языков неязыковых вузов и учителями школ, так как значительная часть изложенных положений относится к вопросам общей методики применения технических средств.
Таким образом, главная цель данной книги — во-первых, в лаконичной форме описать теоретические основы применения звукозаписи в обучении иностранным языкам и, во-вторых, предложить методические рекомендации, которые могут оказаться полезными для повышения эффективности учебного процесса на основе интенсивного использования различных фономатериалов.
Автор выражает искреннюю благодарность рецензентам книги — научному руководителю Лаборатории устной речи Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза доценту, кандидату педагогических наук А. ,С. Лурье и доценту кафедры технических средств Минского государственного педагогического института иностранных языков, кандидату педагогических наук С. Б. Абламу, отзывы которых способствовали улучшению рукописи при ее доработке.
|
|