Статья 272. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет
Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
-----------------------------------------------------------------------------
§ 1. Как видно из ст. 272 ТК, особенности трудоустройства несовершеннолетних не исчерпываются сказанным в настоящем Кодексе, их можно найти в иных федеральных законах и в коллективных договорах, соглашениях.
В Трудовом кодексе к особенностям трудоустройства несовершеннолетних относится сказанное в ст. 63. Установление в ст. 63 ТК возраста, с которого допускается заключение трудового договора, в 16 лет больше соответствует ст. 3 Закона о занятости населения (место опубликования см. в § 5 комментария к ст. 178 ТК), чем определение 15-летнего возраста, который ранее был указан в ст. 173 КЗоТ: лица, не достигшие 16 лет, не могут быть признаны безработными.
Возможность принятия на работу с 15 лет лиц, получивших основное общее образование либо оставивших в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение, согласуется с правилами, установленными Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341; 2000. № 30. Ст. 3120; № 33. Ст. 3348).
В соответствии с п. 4 ст. 19 указанного Закона требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Представляется, что если лицо, достигшее 15 лет. прекратило учебу, оно одновременно приобрело трудовую праводее-способность.
В ч. 3 ст. 63 ТК предусматривается возможность заключения трудового договора (с согласия одного из родителей, опекуна, попечителя и органа опеки и попечительства) с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Можно заметить определенную нестыковку данного положения со ст. 19 Закона «Об образовании». В п. 6 ст. 19 Закона сказано, что по взаимному согласию родителей (или лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший 14-летнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования. В связи с этим, по нашему мнению, лицо, достигшее 14-летнего возраста, коль скоро оно оставило образовательное учреждение до получения им основного общего образования в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 19 Закона «Об образовании», может быть принято на работу, как и лицо 15-летнего возраста. Важно только, чтобы предлагаемая работа соответствовала возрасту претендента и состоянию его здоровья.
Статья 63 ТК дает разрешение на заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет (конечно, с согласия одного из родителей, опекуна, попечителя, органа опеки и попечительства), для участия в создании и (или) исполнении произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с условием, что эта работа не должна принести вред здоровью и нравственному развитию. С применением ч. 3 ст. 63 ТК, где это указано, несомненно, возникает много вопросов. Например, значит ли написанное в ч. 3 ст. 63, что с 5-6-летним ребенком, приглашенным сниматься в фильме, следует заключить трудовой договор? Разве можно от ребенка, как стороны трудового договора, требовать выполнения обязанностей работника в соответствии со ст. 21 ТК? Практика идет по пути заключения договоров гражданско-правового характера с родителями детей.
§ 2. О том, какое внимание должно уделяться трудоустройству несовершеннолетних, говорится в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В частности, в ст. 5 данного Закона сказано, что молодежь в возрасте до 18 лет относится к категории особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; в ст. 9 - о предоставлении им бесплатной консультации и бесплатном получении информации в органах службы занятости в целях выбора профессий и возможности получить профессиональное обучение; в ст. 13 - о разработке целевых программ содействия занятости; в ст. 23 - о профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке безработных несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами: в ст. 29 - о стипендиях в период обучения и т. д.
§ 3. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 11 п. 2) работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением (см. гл. 26, 33 ТК), проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра (см. ст. 266 ТК), расторжении трудового договора (см. ст. 269 ТК), квотировании рабочих мест (СЗ РФ. 1998. № 31; ст. 3802; 2000. № 30. Ст. 3121).
Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утв. пост. Минтруда России от 6 февраля 1995 г. № 9 (БМТ. 1995. № 3).
Среди категорий населения, для которых квотирование рабочих мест производится в первую очередь, в Рекомендациях названы выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их замещающих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе 18 лет (п. 1.3).
В Рекомендациях Минтруда России от 6 февраля 1995 г. указывалось, что квотирование рабочих мест производится на основании договоров, заключаемых органами местного самоуправления с организациями (п. 2.1). В ст. 181 КЗоТ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 182-ФЗ) говорилось, что квоты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В некоторых субъектах РФ приняты законы о квотировании рабочих мест. О таких законах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга 1997 г. подробно см. Справочник кадровика. 2000. № 6. С. 19-20; 2001. № 8. С. 83-89.
Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения, органов по труду, органов управления образованием, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных организаций инвалидов либо самостоятельно из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В течение срока действия договора о квотировании увольнение работников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе работодателя осуществляется при обязательном уведомлении центра занятости, направившего их на данные рабочие места (п. 2.5 Рекомендаций от 6 февраля 1995 г.).
Отказать несовершеннолетнему в приеме на работу в счет квоты работодатель может в том случае, если медицинский осмотр показал, что работа противопоказана данному лицу по состоянию здоровья или если он отказался от предварительного (при поступлении на работу) медосмотра.
§ 4. Традиционная форма планового обеспечения работой по специальности молодых рабочих и молодых специалистов, оканчивающих соответствующие учебные заведения, в настоящее время фактически упразднена. Содействие в трудоустройстве по специальности и квалификации выпускникам учебных заведений, на которых заявки поданы не были и которым организациями было отказано в приеме на работу в соответствии с ранее поданными ими заявками, оказывается органами службы занятости.
На обеспечение занятости выпускников образовательных учреждений направлена целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием; она является средством удовлетворения потребностей в высококвалифицированных кадрах организаций, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (см. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N» 942 - СЗ РФ. 1995. № 39. Ст. 3777).
Контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, путем заключения контрактов между студентом и учебным заведением (п. 3 Положения от 19 сентября 1995 г.).
Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе заключения студентом контракта на срок до трех лет с конкретным работодателем по предложению, которое делается руководителем учебного заведения не позднее чем за 3 месяца до окончания студентом учебного заведения. Обязательства сторон, в том числе формы взаимной ответственности, определяются контрактом. Предлагаемая студенту работа (должность) должна соответствовать уровню и профилю его профессионального образования (п. 4 Положения от 19 сентября 1995 г.).
Постановлением Минтруда России и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. утв. Формы типовых контрактов между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (БНА. 1996. №5).
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 22 декабря 1992 г. № 16 установил, что непосредственно в судах разрешаются споры о приеме на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, заключивших с работодателем договор (контракт) об обеспечении их по окончании обучения работой по полученной специальности, а также направленных на работу на основании договоров о подготовке молодых специалистов, заключаемых между работодателями и указанными выше учреждениями профессионального образования.
В соответствии со ст. 25 Закона о занятости населения в случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений организаций производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.
§ 5. Несовершеннолетние часто нуждаются в психолого-профориентационной помощи. На значение профессиональной ориентации для молодежи в деле приобщения их к труду особо указывала Рекомендация МОТ 1975 г. о развитии людских ресурсов (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Т. 2. Международное Бюро Труда. Женева. 1991. С. 1755). Профессиональная ориентация и подготовка означают, что они должны быть направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и социальную среду.
Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации утв. постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. (БМТ. 1996. № 11).
Органы государственной службы занятости особое внимание должны уделять профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет. а также обеспечивать диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Порядок работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения с такой молодежью утв. пост. Минтруда России от 10 февраля 1998 г. № 5 (БМТ. 1998. Ш 6).
§ 6. В 1970 г. МОТ приняла Рекомендацию № 136 о специальных программах для молодежи, которые дали бы возможность молодежи участвовать в деятельности по экономическому и социальному развитию страны, получить образование, квалификацию и опыт, помочь включиться в жизнь общества. Специальные программы должны разрабатываться в рамках национальных планов развития, увязываться с планами и программами в области людских ресурсов, направленными на осуществление полной и продуктивной занятости, а также с регулярными программами образования и обучения молодежи.
О том, что необходимо принимать специальные меры в интересах молодежи, говорит и Рекомендация МОГ 1984 г. о политике в области занятости (дополнительные положения). В ней, в частности, идет речь о поощрении государственных и частных учреждений и предприятий, занимающихся наймом и профессиональным обучением молодежи с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике; о повышении качества профессиональной подготовки; содействии изучению перспектив занятости как основы рациональной политики в области профессиональной подготовки (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. С. 1613, 2047).
В России в целях расширения возможностей трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений и навыков Федеральной службой занятости России еще в 1994 г. было разработано и утверждено Положение об организации временной занятости безработной молодежи - «Молодежная практика». Она используется и в настоящее время.
«Молодежная практика» организуется и проводится в организациях независимо от форм собственности на договорной основе с работодателями. Договором должно предусматриваться: количество принимаемых на работу граждан; перечень профессий (специальностей), по которым работодатель принимает безработную молодежь; обязательство обеспечить получение ею профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей служащих, имеющимися в соответствующих справочниках (например, в ЕТКС); составление работодателем индивидуального учебного плана для конкретного лица на основе примерной образовательной программы для подготовки кадров на производстве.
Решение о приеме безработного гражданина на конкретное ученическое место в рамках заключенного с органами службы занятости договора принимает работодатель. Он заполняет отрывной талон рекомендательного письма, с которым приходит к нему безработный, и направляет его в службу занятости. Копию приказа о зачислении безработного на ученическое рабочее место работодатель также должен представить в орган службы занятости (не позднее трех дней со дня приема на работу) вместе с копией учебного плана. С даты приема на работу гражданин снимается с учета в органе службы занятости.
I Io истечении срока договора работодатель высылает в орган службы занятости копию приказа о приеме гражданина по трудовому договору или копию приказа об увольнении его. Гражданин, который по окончании «Молодежной практики» не будет трудоустроен на постоянное (временное) место работы в данной организации или в другой организации, может быть вновь признан безработным в установленном законодательством порядке.
Выделение средств для частичной компенсации расходов по заработной плате гражданина, принятого на ученическое рабочее место в рамках «Молодежной практики», осуществляется из средств бюджетов региональных служб занятости.
|