Статья 272. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет

Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. Как видно из ст. 272 ТК, особенности трудоустройства несовершеннолетних не исчерпываются сказанным в настоящем Кодексе, их можно найти в иных федеральных законах и в коллективных договорах, соглашениях.

В Трудовом кодексе к особенностям трудоустройства несовершеннолетних относится сказанное в ст. 63. Установление в ст. 63 ТК возраста, с которого допускается заключение трудового договора, в 16 лет больше соответствует ст. 3 Закона о занятости населения (место опубликования см. в § 5 комментария к ст. 178 ТК), чем определение 15-летнего возраста, который ранее был указан в ст. 173 КЗоТ: лица, не достигшие 16 лет, не могут быть признаны безработными.

Возможность принятия на работу с 15 лет лиц, получивших основное общее образование либо оставивших в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение, согласуется с правилами, установленными Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341; 2000. № 30. Ст. 3120; № 33. Ст. 3348).

В соответствии с п. 4 ст. 19 указанного Закона требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Представляется, что если лицо, достигшее 15 лет. прекратило учебу, оно одновременно приобрело трудовую праводее-способность.

В ч. 3 ст. 63 ТК предусматривается возможность заключения трудового договора (с согласия одного из родителей, опекуна, попечителя и органа опеки и попечительства) с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Можно заметить определенную нестыковку данного положения со ст. 19 Закона «Об образовании». В п. 6 ст. 19 Закона сказано, что по взаимному согласию родителей (или лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший 14-летнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования. В связи с этим, по нашему мнению, лицо, достигшее 14-летнего возраста, коль скоро оно оставило образовательное учреждение до получения им основного общего образования в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 19 Закона «Об образовании», может быть принято на работу, как и лицо 15-летнего возраста. Важно только, чтобы предлагаемая работа соответствовала возрасту претендента и состоянию его здоровья.

Статья 63 ТК дает разрешение на заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет (конечно, с согласия одного из родителей, опекуна, попечителя, органа опеки и попечительства), для участия в создании и (или) исполнении произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с условием, что эта работа не должна принести вред здоровью и нравственному развитию. С применением ч. 3 ст. 63 ТК, где это указано, несомненно, возникает много вопросов. Например, значит ли написанное в ч. 3 ст. 63, что с 5-6-летним ребенком, приглашенным сниматься в фильме, следует заключить трудовой договор? Разве можно от ребенка, как стороны трудового договора, требовать выполнения обязанностей работника в соответствии со ст. 21 ТК? Практика идет по пути заключения договоров гражданско-правового характера с родителями детей.

§ 2. О том, какое внимание должно уделяться трудоустройству несовершеннолетних, говорится в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В частности, в ст. 5 данного Закона сказано, что молодежь в возрасте до 18 лет относится к категории особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; в ст. 9 - о предоставлении им бесплатной консультации и бесплатном получении информации в органах службы занятости в целях выбора профессий и возможности получить профессиональное обучение; в ст. 13 - о разработке целевых программ содействия занятости; в ст. 23 - о профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке безработных несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами: в ст. 29 - о стипендиях в период обучения и т. д.

§ 3. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 11 п. 2) работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением (см. гл. 26, 33 ТК), проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра (см. ст. 266 ТК), расторжении трудового договора (см. ст. 269 ТК), квотировании рабочих мест (СЗ РФ. 1998. № 31; ст. 3802; 2000. № 30. Ст. 3121).

Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утв. пост. Минтруда России от 6 февраля 1995 г. № 9 (БМТ. 1995. № 3).

Среди категорий населения, для которых квотирование рабочих мест производится в первую очередь, в Рекомендациях названы выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их замещающих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе 18 лет (п. 1.3).

В Рекомендациях Минтруда России от 6 февраля 1995 г. указывалось, что квотирование рабочих мест производится на основании договоров, заключаемых органами местного самоуправления с организациями (п. 2.1). В ст. 181 КЗоТ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 182-ФЗ) говорилось, что квоты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В некоторых субъектах РФ приняты законы о квотировании рабочих мест. О таких законах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга 1997 г. подробно см. Справочник кадровика. 2000. № 6. С. 19-20; 2001. № 8. С. 83-89.

Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения, органов по труду, органов управления образованием, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных организаций инвалидов либо самостоятельно из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В течение срока действия договора о квотировании увольнение работников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе работодателя осуществляется при обязательном уведомлении центра занятости, направившего их на данные рабочие места (п. 2.5 Рекомендаций от 6 февраля 1995 г.).

Отказать несовершеннолетнему в приеме на работу в счет квоты работодатель может в том случае, если медицинский осмотр показал, что работа противопоказана данному лицу по состоянию здоровья или если он отказался от предварительного (при поступлении на работу) медосмотра.

§ 4. Традиционная форма планового обеспечения работой по специальности молодых рабочих и молодых специалистов, оканчивающих соответствующие учебные заведения, в настоящее время фактически упразднена. Содействие в трудоустройстве по специальности и квалификации выпускникам учебных заведений, на которых заявки поданы не были и которым организациями было отказано в приеме на работу в соответствии с ранее поданными ими заявками, оказывается органами службы занятости.

На обеспечение занятости выпускников образовательных учреждений направлена целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием; она является средством удовлетворения потребностей в высококвалифицированных кадрах организаций, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (см. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N» 942 - СЗ РФ. 1995. № 39. Ст. 3777).

Контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, путем заключения контрактов между студентом и учебным заведением (п. 3 Положения от 19 сентября 1995 г.).

Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе заключения студентом контракта на срок до трех лет с конкретным работодателем по предложению, которое делается руководителем учебного заведения не позднее чем за 3 месяца до окончания студентом учебного заведения. Обязательства сторон, в том числе формы взаимной ответственности, определяются контрактом. Предлагаемая студенту работа (должность) должна соответствовать уровню и профилю его профессионального образования (п. 4 Положения от 19 сентября 1995 г.).

Постановлением Минтруда России и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. утв. Формы типовых контрактов между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (БНА. 1996. №5).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 22 декабря 1992 г. № 16 установил, что непосредственно в судах разрешаются споры о приеме на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, заключивших с работодателем договор (контракт) об обеспечении их по окончании обучения работой по полученной специальности, а также направленных на работу на основании договоров о подготовке молодых специалистов, заключаемых между работодателями и указанными выше учреждениями профессионального образования.

В соответствии со ст. 25 Закона о занятости населения в случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений организаций производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

§ 5. Несовершеннолетние часто нуждаются в психолого-профориентационной помощи. На значение профессиональной ориентации для молодежи в деле приобщения их к труду особо указывала Рекомендация МОТ 1975 г. о развитии людских ресурсов (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Т. 2. Международное Бюро Труда. Женева. 1991. С. 1755). Профессиональная ориентация и подготовка означают, что они должны быть направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и социальную среду.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации утв. постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. (БМТ. 1996. № 11).

Органы государственной службы занятости особое внимание должны уделять профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет. а также обеспечивать диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Порядок работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения с такой молодежью утв. пост. Минтруда России от 10 февраля 1998 г. № 5 (БМТ. 1998. Ш 6).

§ 6. В 1970 г. МОТ приняла Рекомендацию № 136 о специальных программах для молодежи, которые дали бы возможность молодежи участвовать в деятельности по экономическому и социальному развитию страны, получить образование, квалификацию и опыт, помочь включиться в жизнь общества. Специальные программы должны разрабатываться в рамках национальных планов развития, увязываться с планами и программами в области людских ресурсов, направленными на осуществление полной и продуктивной занятости, а также с регулярными программами образования и обучения молодежи.

О том, что необходимо принимать специальные меры в интересах молодежи, говорит и Рекомендация МОГ 1984 г. о политике в области занятости (дополнительные положения). В ней, в частности, идет речь о поощрении государственных и частных учреждений и предприятий, занимающихся наймом и профессиональным обучением молодежи с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике; о повышении качества профессиональной подготовки; содействии изучению перспектив занятости как основы рациональной политики в области профессиональной подготовки (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. С. 1613, 2047).

В России в целях расширения возможностей трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений и навыков Федеральной службой занятости России еще в 1994 г. было разработано и утверждено Положение об организации временной занятости безработной молодежи - «Молодежная практика». Она используется и в настоящее время.

«Молодежная практика» организуется и проводится в организациях независимо от форм собственности на договорной основе с работодателями. Договором должно предусматриваться: количество принимаемых на работу граждан; перечень профессий (специальностей), по которым работодатель принимает безработную молодежь; обязательство обеспечить получение ею профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей служащих, имеющимися в соответствующих справочниках (например, в ЕТКС); составление работодателем индивидуального учебного плана для конкретного лица на основе примерной образовательной программы для подготовки кадров на производстве.

Решение о приеме безработного гражданина на конкретное ученическое место в рамках заключенного с органами службы занятости договора принимает работодатель. Он заполняет отрывной талон рекомендательного письма, с которым приходит к нему безработный, и направляет его в службу занятости. Копию приказа о зачислении безработного на ученическое рабочее место работодатель также должен представить в орган службы занятости (не позднее трех дней со дня приема на работу) вместе с копией учебного плана. С даты приема на работу гражданин снимается с учета в органе службы занятости.

I Io истечении срока договора работодатель высылает в орган службы занятости копию приказа о приеме гражданина по трудовому договору или копию приказа об увольнении его. Гражданин, который по окончании «Молодежной практики» не будет трудоустроен на постоянное (временное) место работы в данной организации или в другой организации, может быть вновь признан безработным в установленном законодательством порядке.

Выделение средств для частичной компенсации расходов по заработной плате гражданина, принятого на ученическое рабочее место в рамках «Молодежной практики», осуществляется из средств бюджетов региональных служб занятости.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?