|
Статья 246. Определение размера причиненного ущерба
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.
-----------------------------------------------------------------------------
§ 1. Согласно ч. 1 ст. 246 ТК размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
Таким образом, размер указанного ущерба не может быть ниже балансовой оценки фактически утраченного или испорченного имущества.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 1996 г. (21 ноября 1996 г.) № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» - СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369). Нормативные акты по бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу названного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей ему (ст. 19 того же Закона). Размер ущерба должен быть подтвержден документально. Порядок ведения бухгалтерского учета отдельных видов имущества предусмотрен специальными актами. См., например, Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утв. приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 18 мая 2002 г. № 45н (БНА. 2001. № 20); Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44н с изменениями и дополнениями (БНА. 2001. № 31).
Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях предусмотрен Инструкцией, утв. приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н с изменениями и дополнениями (БНА. 2000. № 7, 8, 32).
Порядок учета отдельных видов материальных ценностей может устанавливаться специальными актами. См., например, Порядок учета зерна и продуктов его переработки, утв. приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ от 8 апреля 2002 г. (РГ. 2002. 3 июля).
Фактические потери, исчисленные исходя из рыночных цен, действующих в данной местности, могут превышать размер ущерба по данным бухгалтерского учета. В последнем случае размер ущерба исчисляется исходя из рыночных цен.
Однако в любом случае:
1) денежная оценка размера ущерба дается на день его причинения;
2) при определении размера ущерба не учитываются фактические потери ценностей в пределах установленных норм потерь. Прежде всего норм естественной убыли, под которой понимаются уменьшение первоначального веса и объема ценностей (в том числе сырья, полуфабрикатов, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления) в процессе реализации, хранения и транспортировки, являющееся результатом их естественных (физико-химических) свойств. Нормы естественной убыли дифференцированы по видам ценностей с учетом условий реализации, хранения и транспортировки (см., например. БНА. 2001. № 45. С. 55-58).
§ 2. Согласно ч. 2 ст. 246 ТК (в основном соответствующей ст. 255 КЗоТ) федеральный закон может устанавливать особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю:
1) хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей;
2) в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.
§ 3. Важно подчеркнуть, что в первом (§ 2) случае речь идет о повышенной (по сравнению с фактическим размером ущерба) материальной ответственности работника. Такая ответственность наступает за ущерб, причиненный юридическому лицу если неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей повлекло хищение либо недостачу наркотических средств или психотропных веществ. Указанный работник несет материальную ответственность в 100-кратном размере прямого действительного ущерба, причиненного юридическому лицу в результате хищения либо недостачи наркотических средств или психотропных веществ (п. 6 ст. 59 Федерального закона от 10 декабря 1997 г. (8 января 1998 г.) № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» - СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219).
Наркотические средства- вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.
Психотропные вещества- вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с законодательством и международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.
Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Аналоги наркотических средств и психотропных веществ, запрещенные для оборота в РФ, - вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
Препарат- смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (ст. 1 того же Федерального закона).
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в РФ, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в специальные списки. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198).
Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ подлежит лицензированию. См. Положение, утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. № 454 (РГ. 2002. 3 июля).
§ 4. Особый порядок исчисления размера ущерба до перехода к рыночной экономике применялся прежде всего в случаях хищения и недостачи иностранной валюты и иных валютных ценностей. В новых экономических условиях размер ущерба при Хищении и недостаче иностранной валюты следует исчислять исходя из официального курса ее продажи на день причинения соответствующего ущерба. Курсы продажи валют периодически публикуются в Российской газете и других официальных изданиях.
При причинении ущерба иным валютным ценностям, балансовая оценка которых не соответствует их фактической стоимости, ущерб следует исчислять на основе экспертного заключения, если иное не установлено специальными актами.
Так, Федеральным законом от 4 марта 1998 г. (26 марта 1998 г.) № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463) предусмотрено, что при осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка, а драгоценных камней - по ценам, определенным экспертным путем на базе прейскурантов цен, аналогичных действующим на мировом рынке, с учетом конъюнктурных колебаний цен на день продажи (п. 1 ст. 21 названного Федерального закона). По нашему мнению, так же следует определять размер ущерба, причиненного хищением и недостачей драгоценных металлов и драгоценных камней. При этом размер ущерба следует исчислять на день его причинения.
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. (ст. 1) относит:
к драгоценным металлам - золото, серебро и металлы платиновой группы. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;
к драгоценным камням - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К1 драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Приведенные перечни могут быть изменены только федеральными законами.
Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням утвержден постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. № 8 (СЗ РФ.
1999. № 2. Ст. 310). См. также Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1419 (СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6058).
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. №731 (СЗ РФ. 2000. №41. Ст. 4077).
Порядок проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 15 октября 1999 г. № 68н (БНА.
2000. № 3).
Порядок лицензирования оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни), осуществляемой организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, установлен положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2001 г. №302 (СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1719). Указанное Положение (п. 2) гласит, что под ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни) понимаются украшения, предметы быта и культа, памятные, юбилейные и другие знаки, медали и другие изделия, изготовленные из сплавов драгоценных металлов - золота, серебра, платины, палладия, из недрагоценных металлов с покрытием и (или) вставками из драгоценных металлов, изделия из драгоценных и недрагоценных металлов со вставками из драгоценных- бриллиантов, сапфиров, рубинов, изумрудов, александритов и жемчуга, полудрагоценных, поделочных природных и искусственных камней, как произведенные в Российской Федерации, так и ввезенные на ее территорию. Об оценке названных изделий и камней см.: Дронова Н. Д. Оценка рыночной стоимости ювелирных изделий и драгоценных камней. М., 2001.
|
|