Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем (уполномоченным им представителем) несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составления соответствующего акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются соответствующими органами государственной инспекции труда или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем (уполномоченным им представителем) решений государственного инспектора по охране труда.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. Разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования рассматриваются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения РФ, федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом. Лица, виновные в нарушении положений настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» Минздраву России разрешено давать разъяснения по применению указанного Положения. В связи с изложенным 28 мая 2001 г. Минздрав России издал приказ № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации» (БМТ. 2001. №8). Этим приказом утверждены формы ряда документов, которые даны в качестве приложений к приказу.

В частности, приказом утв. Инструкция о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний.

§ 2. Инструкция обязательна для всех лечебно-профилактических учреждений независимо от ведомственной подчиненности, организационно-правовой формы и формы собственности.

Инструкция предусматривает, что расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления) проводится комиссией на основании приказа, издаваемого работодателем, с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза:

незамедлительно (группового, со смертельным исходом, особо опасными инфекциями);

в течение 24 часов - предварительного диагноза острого профессионального заболевания (отравления);

в течение 10 суток- хронического профессионального заболевания (отравления).

В ходе расследования комиссией выявляются обстоятельства и причины возникновения случая профессионального заболевания (отравления), по результатам расследования специалистом (специалистами) центра Госсанэпиднадзора составляется санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника.

По результатам расследования случая профессионального заболевания (отравления) комиссией в 3-дневный срок по истечении срока расследования составляется акт.

В случае несогласия работодателя (его представителя, пострадавшего работника) с содержанием акта о случае профессионального заболевания (отравления) и отказа от подписи он (они) вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к акту, а также направить апелляцию в вышестоящее по подчиненности учреждение госсанэпидслужбы.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. представитель страховщика имеет право принимать участие в расследовании страховых случаев (п. 2 ст. 18). К сожалению, эта норма не нашла отражения ни в Положении о расследовании и учете профзаболеваний, ни в Инструкции о порядке применения этого Положения. Необходимо учитывать, что Федеральный закон от 24 июля 1999 г. есть акт прямого действия и его нормы обязательны для Правительства РФ, определяющего условия и порядок расследования несчастных случаев на производстве.

И поэтому, вне зависимости от того, предусмотрено ли в Положении от 15 декабря 2000 г. право представителей Фонда социального страхования участвовать в расследовании страховых несчастных случаев или не предусмотрено, требования Фонда о включении его представителя в комиссию по расследованию для работодателя является безусловным и должно быть исполнено.

Помимо этого следует учитывать, что страховщик имеет и иные возможности защитить свои интересы при расследовании любого страхового случая. Федеральный закон «Об основах обязательного специального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ предусматривает (см. также письмо Фонда социального страхования РФ от 29 января 2001 г. №02-18/07-659), что страховщик имеет право при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая.

Целью проведения страховщиком экспертизы страхового случая является установление обоснованности и правомерности признания несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при их расследовании в установленном порядке страховым случаем, влекущим возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

§ 3. Вопрос о проведении представителями страховщика экспертизы несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в установленном порядке решается в каждом конкретном случае исполнительным органом Фонда социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Руководитель исполнительного органа Фонда, получивший сообщение о несчастном случае на производстве или о профессиональном заболевании, по установленной Фондом форме принимает решение о направлении своего представителя на предприятие, где произошли несчастный случай или профессиональное заболевание, с целью выяснения обстоятельств случившегося и участия в расследовании по согласованию с председателем комиссии по расследованию несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

§ 4. При возникновении разногласий между представителем исполнительного органа Фонда и страхователем или комиссией, проводившей расследование несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в части признания их страховыми случаями, экспертизу несчастного случая на производстве или профессионального заболевания проводит страховщик в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. В этом случае экспертиза проводится на основании материалов расследования при взаимодействии с Федеральной инспекцией труда (по согласованию).

Если представитель страховщика не участвовал в расследовании, то при получении материалов расследования руководитель исполнительного органа Фонда рассматривает их с точки зрения признания случая страховым или принятия решения о назначении экспертизы наступления страхового случая.

При необходимости проведение экспертизы может осуществляться при взаимодействии с государственной инспекцией труда субъекта РФ, органами исполнительной власти по труду, учреждениями медико-социальной экспертизы, профсоюзными, а также с иными уполномоченными застрахованными органами.

Следует напомнить, что профессиональное заболевание является страховым случаем, который может подлежать экспертизе со стороны страховщика, результатом которой возможна отмена установленного при расследовании диагноза, если для его подтверждения объективных данных нет.

§ 5. И последнее, практика показывает, что при расчете размера возмещения вреда много проблем возникло с установлением даты острого или хронического профессионального заболевания. Размер возмещения вреда непосредственно зависит, какую точку отсчета (см. выше) выберет потерпевший при подсчете своего среднего заработка.

В отличие от даты несчастного случая, дату профзаболевания часто установить очень трудно. В письме Фонда социального страхования Рф от 25 апреля 2000 г. №02-18/07-2804 на вопрос, что считается днем причинения вреда при профессиональных заболеваниях, был дан следующий ответ - «датой причинения вреда может считаться либо дата выявления профессионального заболевания, либо дата составления акта расследования профессионального заболевания, если момент заболевания установить не представляется возможным».

Бесспорно, что на практике руководствоваться таким разъяснением невозможно.

Сегодня вопрос снят. Инструкция, утв. приказом Минздрава России от 20 мая 2001 г. № 176 разъяснила, что датой установления острого или хронического профессионального заболевания (отравления) следует считать дату установления заключительного диагноза учреждением здравоохранения. Решение вопроса о порядке установления даты причинения вреда при профессиональном заболевании позволит точно и объективно решать вопросы при назначении потерпевшему страхового возмещения.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?