Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда:
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
расследование и,учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
-----------------------------------------------------------------------------
§ 1. В Трудовом кодексе и в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. изложены основные направления государственной политики в области охраны труда, имеющие своей целью обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.
Разработка и осуществление национальной политики в сфере труда отвечает Конвенции МОТ № 155, принятой в 1981 г. «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», которая распространяется на все отрасли экономической деятельности. Цель такой политики - предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.
Конвенция МОТ № 155 ратифицирована РФ (СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1698).
§ 2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
В качестве примера таких согласованных действий можно назвать Генеральное трехстороннее соглашение, подписанное общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ 20 декабря 2001 г. (БМТ. 2002. № 2). Этот документ определяет основные направления социально-экономической политики государства на ближайшие три года.
Генеральное соглашение заключено на 3 года, что дает возможность сторонам осуществить соответствующие мероприятия и подготовку необходимых законопроектов.
Чтобы реализовать намеченное, будет усилен надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, организовано обучение работников организаций, обеспечивающих безопасность труда, повышена роль коллективных договоров и соглашений в регулировании условий труда.
Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, стороны обязуются:
разработать списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время в соответствии с новым ЕТКС и Трудовым кодексом, а также инструкции по их применению;
ежегодно разрабатывать рекомендации по усилению социальной защиты работающих и улучшению условий их труда.
В целях реализации законодательства об охране труда в РФ предусмотреть:
разработку и осуществление мер экономического стимулирования работодателей для обеспечения безопасных условий труда:
финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;
создание в федеральных органах исполнительной власти в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников служб охраны труда как одной из основных составляющих государственной системы управления охраной труда;
выделение необходимых финансовых средств бюджетным организациям федерального подчинения на приобретение для работников спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, - молока или других равноценных пищевых продуктов; ij
обеспечение финансирования деятельности технических инспекторов труда профсоюзов за счет работодателей в соответствии с заключаемыми коллективными договорами и соглашениями;
создание комитетов (комиссий) по охране труда в соответствии с действующим законодательством.
Подписание Генерального соглашения на 2002-2004 годы совпало по времени с другими важными событиями в области социально-трудовых отношений: подписанием Президентом РФ трех базовых законов о пенсиях и принятием Государственной Думой нового Трудового кодекса, который является серьезным шагом по пути развития трехсторонних отношений.
Закрепленные в ст. 210 ТК направления государственной политики в сфере охраны труда реализуются в соответствующих разделах, главах и статьях Кодекса: «Социальное партнерство в сфере труда», «Рабочее время», «Время отдыха», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушения трудового законодательства» и др.
|