Статья 197. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. Для реализации права работника, сформулированного в ст. 21 и повторенного в ст. 197 ТК (с уточнением, что оно включает право на обучение новым профессиям и специальностям), профессиональное обучение на производстве целесообразно подразделять на:

ученичество молодых работников, не имеющих профессии;

систему повышения квалификации на рабочем месте (систему развития профессиональных способностей работника);

переобучение (получение новой профессии, специальности в связи с реорганизацией производства);

получение смежной (второй, третьей и т. д.) профессии;

обучение по обязательным программам (например, в соответствии со ст. 212 ТК, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда).

Организация такого обучения в итоге даст возможность работодателю располагать трудовыми ресурсами с учетом интересов производства, использовать персонал в соответствии с уровнем квалификации каждого, снизить затраты на привлечение нового персонала за счет замещения вакантных должностей собственными работниками.

У работника, прошедшего обучение, уменьшается риск остаться без работы в случае сокращения штата или численности работающих, появляется шанс увеличить свой заработок, получить новую должность (если это не оговорено заранее), стать конкурентоспособным на рынке труда.

О приеме молодого безработного гражданина на конкретное ученическое место в рамках договора, заключенного между органом службы занятости и работодателем, см. § б комментария к ст. 2 72 ТК.

§ 2. Право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации может быть реализовано лишь в том случае, если ему будут соответствовать следующие обязанности работодателя, зафиксированные в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре:

а)   обеспечивать наиболее эффективные условия для обучения персонала на производстве (в процессе работы, на обычном рабочем месте, но не в процессе работы, в отдельных мастерских, вне рабочих мест и мастерских, посредством сочетания этих методов). Предприятия, которые сами не в состоянии обеспечивать для своих обучающихся все теоретические и практические знания, требуемые для какой-либо профессии, должны принимать меры для восполнения этого пробела в учебных заведениях путем: освобождения от работы на один или несколько дней; ежегодного освобождения от работы на несколько недель подряд; чередования значительных периодов обучения на предприятии со значительными периодами занятий в учебном заведении; разработки и осуществления совместных программ обучения, используя возможности какого-либо предприятия или создания общего центра обучения;

б)  заключать ученические договоры на профессиональное обучение молодых людей и взрослых, имеющих небольшой трудовой опыт или вовсе не имеющих его;

в)  предоставлять работникам возможности для сдачи государственных квалификационных экзаменов;

г)  выделять ежегодно в сметах расходов предприятий средства на организацию профессионального обучения работников;

д)  сохранять рабочие места за работниками, обучающимися с отрывом от производства;

е)  предоставлять освобождение от работы в период сдачи квалификационных экзаменов (проб);

ж) создавать специализированное подразделение или выделять работников, ответственных в организации за профессиональное обучение персонала.

§ 3. Рекомендация МОТ № 150 (см. § I комментария к ст. 196 ТК) обращает внимание работодателей на следующее: работники, проводящие профессиональную подготовку, должны обладать всесторонними теоретическими и практическими знаниями и иметь значительный опыт работы в технической области или по соответствующим функциям, а также иметь техническую и педагогическую подготовку, полученную в системе образования и подготовки.

Рекомендацией МОТ № 57 (Разд. VIII) определены следующие требования к преподавательскому составу профессионального обучения на производстве:

а) преподавательский персонал, обучающий учеников на теоретических курсах, должен комплектоваться из лиц с высшим образованием и должен обладать практическими знаниями в той отрасли деятельности, к которой он должен подготавливать своих учеников, или приобрести эти знания.

Преподавательский персонал, обучающий учеников на практических курсах, должен комплектоваться из лиц, квалифицированных в силу своего практического опыта, обладающих широким опытом преподаваемого предмета, и полностью квалифицированных с точки зрения как теоретических знаний в данной области, так и общего культурного уровня;

б)  квалификация преподавателей должна постоянно соответствовать новейшим достижениям в области преподаваемых им знаний;

в)  работодатели и органы исполнительной власти, ведающие обучением, долж: ны совместно принимать меры для назначения лиц, работающих в промышленности или торговли, в качестве преподавателей-совместителей по специальным предметам;

г)  следует установить единообразную степень квалификации, требуемой для прохождения экзамена, завершающего курс теоретической или практической подготовки к любой профессии. Выдаваемые в результате этих экзаменов документы должны быть обязательно признаны во всей стране.

Желательно, чтобы в устройстве этих экзаменов профессиональные организации предпринимателей и трудящихся сотрудничали с соответствующим органом исполнительной власти;

д)  необходимо установить порядок, согласно которому присвоение квалификации с выдачей квалификационного документа осуществлялось бы государственной комиссией, утверждаемой компетентным органом исполнительной власти (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Международное Бюро Труда. Женева. 1991. Т. 1. С. 531).


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?