Статья 197. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.
-----------------------------------------------------------------------------
§ 1. Для реализации права работника, сформулированного в ст. 21 и повторенного в ст. 197 ТК (с уточнением, что оно включает право на обучение новым профессиям и специальностям), профессиональное обучение на производстве целесообразно подразделять на:
ученичество молодых работников, не имеющих профессии;
систему повышения квалификации на рабочем месте (систему развития профессиональных способностей работника);
переобучение (получение новой профессии, специальности в связи с реорганизацией производства);
получение смежной (второй, третьей и т. д.) профессии;
обучение по обязательным программам (например, в соответствии со ст. 212 ТК, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда).
Организация такого обучения в итоге даст возможность работодателю располагать трудовыми ресурсами с учетом интересов производства, использовать персонал в соответствии с уровнем квалификации каждого, снизить затраты на привлечение нового персонала за счет замещения вакантных должностей собственными работниками.
У работника, прошедшего обучение, уменьшается риск остаться без работы в случае сокращения штата или численности работающих, появляется шанс увеличить свой заработок, получить новую должность (если это не оговорено заранее), стать конкурентоспособным на рынке труда.
О приеме молодого безработного гражданина на конкретное ученическое место в рамках договора, заключенного между органом службы занятости и работодателем, см. § б комментария к ст. 2 72 ТК.
§ 2. Право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации может быть реализовано лишь в том случае, если ему будут соответствовать следующие обязанности работодателя, зафиксированные в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре:
а) обеспечивать наиболее эффективные условия для обучения персонала на производстве (в процессе работы, на обычном рабочем месте, но не в процессе работы, в отдельных мастерских, вне рабочих мест и мастерских, посредством сочетания этих методов). Предприятия, которые сами не в состоянии обеспечивать для своих обучающихся все теоретические и практические знания, требуемые для какой-либо профессии, должны принимать меры для восполнения этого пробела в учебных заведениях путем: освобождения от работы на один или несколько дней; ежегодного освобождения от работы на несколько недель подряд; чередования значительных периодов обучения на предприятии со значительными периодами занятий в учебном заведении; разработки и осуществления совместных программ обучения, используя возможности какого-либо предприятия или создания общего центра обучения;
б) заключать ученические договоры на профессиональное обучение молодых людей и взрослых, имеющих небольшой трудовой опыт или вовсе не имеющих его;
в) предоставлять работникам возможности для сдачи государственных квалификационных экзаменов;
г) выделять ежегодно в сметах расходов предприятий средства на организацию профессионального обучения работников;
д) сохранять рабочие места за работниками, обучающимися с отрывом от производства;
е) предоставлять освобождение от работы в период сдачи квалификационных экзаменов (проб);
ж) создавать специализированное подразделение или выделять работников, ответственных в организации за профессиональное обучение персонала.
§ 3. Рекомендация МОТ № 150 (см. § I комментария к ст. 196 ТК) обращает внимание работодателей на следующее: работники, проводящие профессиональную подготовку, должны обладать всесторонними теоретическими и практическими знаниями и иметь значительный опыт работы в технической области или по соответствующим функциям, а также иметь техническую и педагогическую подготовку, полученную в системе образования и подготовки.
Рекомендацией МОТ № 57 (Разд. VIII) определены следующие требования к преподавательскому составу профессионального обучения на производстве:
а) преподавательский персонал, обучающий учеников на теоретических курсах, должен комплектоваться из лиц с высшим образованием и должен обладать практическими знаниями в той отрасли деятельности, к которой он должен подготавливать своих учеников, или приобрести эти знания.
Преподавательский персонал, обучающий учеников на практических курсах, должен комплектоваться из лиц, квалифицированных в силу своего практического опыта, обладающих широким опытом преподаваемого предмета, и полностью квалифицированных с точки зрения как теоретических знаний в данной области, так и общего культурного уровня;
б) квалификация преподавателей должна постоянно соответствовать новейшим достижениям в области преподаваемых им знаний;
в) работодатели и органы исполнительной власти, ведающие обучением, долж: ны совместно принимать меры для назначения лиц, работающих в промышленности или торговли, в качестве преподавателей-совместителей по специальным предметам;
г) следует установить единообразную степень квалификации, требуемой для прохождения экзамена, завершающего курс теоретической или практической подготовки к любой профессии. Выдаваемые в результате этих экзаменов документы должны быть обязательно признаны во всей стране.
Желательно, чтобы в устройстве этих экзаменов профессиональные организации предпринимателей и трудящихся сотрудничали с соответствующим органом исполнительной власти;
д) необходимо установить порядок, согласно которому присвоение квалификации с выдачей квалификационного документа осуществлялось бы государственной комиссией, утверждаемой компетентным органом исполнительной власти (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Международное Бюро Труда. Женева. 1991. Т. 1. С. 531).
|