Статья 183. Гарантии работнику при временной нетрудоспособности

При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.

Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. Статья 183. как и ст. 184 ТК, не раскрывают существо выплат, полагающихся работникам при утрате ими трудоспособности по разным причинам, а только называют их (да и то не в полном объеме) и отсылают к другим федеральным законам. Все, что имеют в виду ст. 183-184 ТК, реализуется через обязательное социальное страхование. Основополагающими в этой сфере являются Федеральные законы от 9 июня 1999 г. (16 июля 1999 г.) № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686) и от 2 июля 1998 г. (24 июля 1998 г.) № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803).

§ 2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. отразил существующее к концу 90-х годов прошлого века положение дел по аккумулированию средств в фондах обязательного социального страхования и их расходованию на определенные виды выплат. Кроме того, принятие этого Закона имело положительное значение в силу следующих причин:

1) в нем четко заявлено, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения (ст. 1). Это очень важно, поскольку из ряда документов высших органов исполнительной власти вытекало, что социальное страхование стоит как бы в стороне от социальной защиты населения, лишь несколько соприкасаясь с ней;

2)  в Федеральном законе наконец-то появился понятийный материал, широко используемый в сфере обязательного социального страхования. Разъяснено, что понимается под такими терминами, как «социальный страховой риск», «страховой стаж», «страхователи», «застрахованные лица», «страховщики» и др. (ст. 3 и 6);

3) определены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования (ст. 5), что дает возможность навести порядок в законодательной базе в случаях, когда субъекты РФ принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству;

4)  впервые в законодательстве об обязательном социальном страховании названы виды социальных страховых рисков (ст. 7);

5)  впервые в собирательном виде представлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (ст. 8);

6)  недвусмысленно сказано, что бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также что средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат (ст. 16);

7)  заявлено об ответственности должностных лиц, допустивших нецелевое расходование средств социального страхования и иные нарушения в рассматриваемой сфере (ст. 19, 27);

8) очерчен круг прав и обязанностей застрахованных лиц, страхователей и страховщиков (ст. 11, 12, 13);

9)  конкретизирована защитная функция профсоюзов в сфере обязательного социального страхования: застрахованные лица могут через своего представителя или профсоюз (а не только лично) защищать свои права, в том числе и в суде, участвовать в управлении обязательным социальным страхованием. Профсоюзы имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов, и на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств социального страхования (ст. 10, 13, 14);

10) названы сроки рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования (ст. 27).

Несмотря на перечисленные выше достоинства Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», есть основания утверждать, что он требуег значительных уточнений и дополнений не только с целью приведения его в соответствие с более поздним законодательством, но и в силу нечеткого изложения некоторых положений, отсутствия механизма приведения в действие ряда декларативных норм.

В ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» среди видов страховых рисков помимо временной нетрудоспособности названы трудовое увечье и профессиональное заболевание, а в ст. 8 среди видов страхового обеспечения помимо пособия по временной нетрудоспособности -пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.

Упомянутые статьи вступили в противоречие со ст. 3, 8 и 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые более точно отражают существо дела. В Законе от 24 июля 1998 г. речь идет о пособии по временной нетрудоспособности, назначаемом в связи со страховым случаем, а таковыми являются несчастный случай на производстве и профзаболевание. Травма, полученная при несчастном случае на производстве, и трудовое увечье, как уже отмечалось ранее, - понятия неравнозначные (см. § 3 комментария к ст. 179 ТК).

Далее. Пособие, выплачиваемое в связи с нечастным случаем на производстве или профзаболеванием, есть не что иное, как пособие по временной нетрудоспособности, и об этом прямо сказано в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. Выделять его в отдельный вид пособия в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. не было никакой необходимости, поскольку оно выплачивается по тем же правилам, что и пособие по временной нетрудоспособности во всех остальных случаях нетрудоспособности, разве что размер пособия (100 % заработка) оговаривается сразу. Таким образом, никакого нового пособия после вступления в силу Закона от 16 июля 1999 г. не появилось, хотя оно было продекларировано в этом Законе.

В Законе от 16 июля 1999 г. нет упоминания ни о ежемесячном, ни об единовременных страховых выплатах, которые предусмотрены Законом от 24 июля 1998 г. как виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Без них система страховых выплат, отраженная в законе «Об основах обязательного социального страхования», является неполной.

§ 2. Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности. Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утв. Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Фондом социального страхования РФ 19 октября 1994 г. (БНА. 1995. № 1). Впоследствии в нее вносились изменения и дополнения. Контроль за организацией экспертизы временной нетрудоспособности осуществляется в соответствии с Инструкцией, утв. Минздравом России и Фондом социального страхования РФ от 6 октября 1998 г. № 291/167 (БНА. 1998. № 35-36).

К оплате принимаются листки нетрудоспособности установленного в РФ образца.- Какие-либо другие документы, предъявленные работниками для оплаты, полученные ими в странах зарубежья, подлежат замене в учреждениях здравоохранения.

Дата выдачи листка нетрудоспособности при амбулаторном лечении и дата освобождения заболевшего от работы, как правило, совпадают. Однако в отдельных случаях такого положения не наблюдается. В частности:

при стационарном лечении;

при обращении в лечебное учреждение в вечернее время после работы;

при выдаче листка нетрудоспособности на основании справки, которая выдана дежурным фельдшером здравпункта при заболеваниях (травмах), полученных во время работы в вечернее и ночное время:

после визита скорой помощи к заболевшему в ночное время;

при замене документов о временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам, выданных лечебными учреждениями в период временного пребывания российских граждан за границей;

при оформлении листка нетрудоспособности лицам, уволенным с работы по уважительным причинам и заболевшим в течение месячного срока после увольнения, и др.

При стационарном лечении листок нетрудоспособности оформляется, как правило, в день выписки из стационара. В графе «освобождение от работы» вписывается одной строкой время пребывания в стационаре, листок нетрудоспособности подписывается лечащим врачом и, как правило, заведующим отделением. Если лечение продолжалось свыше 30 дней, то листок нетрудоспособности должен быть продлен по решению клинико-экспертной комиссии (КЭК), т. е. за тремя подписями. При случаях, когда больной остается нетрудоспособным и после выписки из стационара, лечебно-профилактическое учреждение продлевает ему листок нетрудоспособности на срок до 10 дней с последующей явкой в поликлинику, где листок нетрудоспособности может быть продлен или закрыт.

Во всех случаях нарушения пациентом режима врач должен указать дату его в соответствующей графе листка нетрудоспособности и отметить, в чем оно выражалось.

Нарушения режима могут быть следующими:

неявка пациента на прием к врачу (фельдшеру) без уважительной причины, явка к врачу в состоянии алкогольного опьянения; неявка в назначенное время на клини-ко-экспертную комиссию или медико-социальную экспертизу; отказ от направления на освидетельствование в бюро МСЭ; выезд больного в другую местность без разрешения лечащего врача или клинико-экспертной комиссии; выход пациента, имеющего листок нетрудоспособности, на работу без выписки его лечащим врачом; несоблюдение больным предписанного врачом (фельдшером) постельного режима; выполнение больным домашних работ, явно противопоказанных ему по состоянию здоровья; отсутствие больного дома (при рекомендации постельного режима) в случае активного визита к нему врача (фельдшера): самовольный уход больного из стационара; выезд по своей инициативе из санатория; распитие в медицинских учреждениях спиртных напитков; недостойное поведение пациента, противоречащее установленному распорядку лечебно-профилактического учреждения, нормам общежития и др.

Если у больного нарушения режима не было, то в графе «отметка о нарушении режима» листка нетрудоспособности никакой записи не производится. При нарушении режима пропущенные дни в листок нетрудоспособности не включаются. В этих случаях, если врачом при очередном посещении больного будет констатировано продолжение временной нетрудоспособности, делается отметка о нарушении режима, дальнейшее продление производится с момента вторичной явки пациента в лечебное учреждение.

Если при нарушении режима на очередном приеме больного будет установлено восстановление его трудоспособности, то помимо отметки о нарушении режима, закрытие листка нетрудоспособности производится датой данного посещения лечебного учреждения.

Контроль за организацией экспертизы временной нетрудоспособности осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России и Фонда социального страхования РФ от 6 октября 1998 г. № 291/167. Утвержденная им Инструкция предусматривает плановый (клинико-экспертными комиссиями лечебно-профилактических учреждений и муниципальных органов управления здравоохранением или субъектов РФ не реже 1 раза в 3 года) и внеплановый контроль - в связи с письменными запросами исполнительных органов Фонда страхователей (работодателей), граждан по обоснованности выдачи, продления или оформления листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате; при возникновении конфликтных ситуаций по экспертизе временной нетрудоспособности и своевременности направления больных в учреждения медико-социальной экспертизы. При проведении проверок могут быть рассмотрены другие вопросы, касающиеся обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности.

§ 3. В ст. 183 ТК указано, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в соответствии с федеральным законом. Однако такой закон еще не принят, продолжают действовать принятые еще в бытность СССР нормативные правовые акты.

Условия назначения, правила начисления пособия по временной нетрудоспособности, продолжительность его выплаты и размер определены Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 (с последующими изменениями и дополнениями). Оно действует на территории России, поскольку закон, регулирующий назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности, пока не принят.

Положение о пособиях от 12 ноября 1984 г. с указанием (в сносках), какие нормы следует применять с учетом российских правовых актов, опубликовано в книге «Право социального обеспечения. Практикум. Нормативные акты. Образцы документов». М„ 1997. С. 318-341.

Ряд положений, имеющих отношение к размерам пособия по временной нетрудоспособности, находим в некоторых законах, иных нормативных правовых актах, изданных во многих случаях совсем по другому поводу.

§ 4. Самое большое количество новых правил появилось в российских законах относительно размера пособия по временной нетрудоспособности. В настоящее время круг лиц, получающих пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 % заработка, шире указанного в п. 30 Положения от 12 ноября 1984 г. (см. § 3).

В соответствии со ст. 24 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 (с изменениями и дополнениями) в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки (Ведомости РФ. 1993. № 16. Ст. 551).

В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1 с изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1993. № 28. Ст. 1064) донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний выплачивается в течение года в размере полного заработка независимо от трудового стажа. Ответы на ряд вопросов, возникающих при применении данной правовой нормы, можно найти в разъяснении Министерства здравоохранения, Министерства труда и Центральной исполнительной дирекции Фонда социального страхования РФ, опубликованном в газете «Ваше право». 1993. № 25.

Льготный размер пособия по временной нетрудоспособности (100 % заработка независимо от непрерывного трудового стажа) для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусматривает Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (см. § 6 комментария к ст. 179 ТК).

На основании ст. 21 Федерального закона от 17 июля 1998 г. (17 сентября 1998 г.) № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ. гражданам, у которых временная нетрудоспособность связана с поствакциональным осложнением, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100 % среднего заработка независимо от непрерывного трудового стажа. В таком же размере выплачивается пособие одному из родителей или иному законному представителю несовершеннолетнего за все время болезни несовершеннолетнего, связанной с поствакциональным осложнением (СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736; 2000. № 33. Ст. 3348).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 11 октября 2000 г. (7 ноября 2000 г.) № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере среднего заработка гарантируется ряду лиц из упомянутых в наименовании Закона граждан, в том числе при направлении их на медицинское обследование или лечение в специальные лечебные учреждения (СЗ РФ. 2000. № 46. Ст. 4538).

Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. (10 января 2002 г.) № 2-ФЗ предусмотрено:

гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, превышающую 25сЗв (бэр), выплата пособия по временной нетрудоспособности полагается в размере 100 % заработка независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на санаторно-курортное лечение, врачебную консультацию в другой населенный пункт (ст. 2, п. 9);

детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, о которых идет речь в названном Законе, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей, гарантируется бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показателям, бесплатное оказание медицинской помощи в стационаре и амбулаторно. Один из родителей либо бабушка, дедушка, опекун (попечитель) таких детей имеют право на пребывание с больным ребенком в лечебном учреждении (по рекомендации врачей) в течение всего времени лечения и на пособие по временной нетрудоспособности за все время болезни ребенка (включая время пребывания с ним в санаторно-курортном, учреждении) в размере 100 % заработка независимо от непрерывного стажа работы (ст. 4) (СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 128).

§ 5. Изменения произошли и в правилах о продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Так, новые правовые нормы, касающиеся выплаты пособия по временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком, первоначально появились в Основах законодательства РФ об охране здоровья населения, принятых Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; 1999. № 51. Ст. 6289; 2000. № 49. Ст. 4740), а затем уже нашли отражение в Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, от 19 октября 1994 г. с изменениями от 25 июня 1996 г. (БНА. 1995. № 1).

Пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет выдается за весь период амбулаторного лечения, удостоверенного листком нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности выдается лечащим врачом члену семьи, непосредственно осуществляющему уход. Членами семьи в данном случае считаются все родственники, независимо от степени родства, проживающие одной семьей с заболевшим и ведущие совместное хозяйство. Продолжительность листка нетрудоспособности амбулаторно по уходу за ребенком до 7 лет определяет лечащий врач, а далее - КЭК.

Пособие по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет выплачивается не более чем за 15 календарных дней, если по медицинским показаниям не требуется более длительный уход. Медицинское заключение о необходимости ухода за заболевшим ребенком старше 7 лет в срок до 15 дней выносит лечащий врач, а далее КЭК.

При стационарном лечении ребенка в возрасте до 7 лет листок нетрудоспособности (и пособие) выдается на весь период необходимости ухода за ним, а старше 7 лет по заключению КЭК. При одновременном заболевании двух и более детей выдается только один листок нетрудоспособности.

В условиях стационара листок нетрудоспособности по уходу за подростком старше 15 лет и взрослым членом семьи не выдается. В амбулаторных условиях листок нетрудоспособности по уходу за такими заболевшими выдается врачом единолично на срок до 3 дней, а далее может быть продлен по решению КЭК еще на 4 дня, т. е. общим сроком до 7 календарных дней.

Сказанное выше означает, что п. 18 Положения о пособиях от 12 ноября 1984 г. надо применять с учетом ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья населения.

Уже длительное время (после издания Указа Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов») не действует правило об оплате больничного листка инвалида в течение двух месяцев подряд или трех месяцев в общей сложности в году, изложенное в абз. 1 п. 23 Положения о пособиях от 12 ноября 1984 г. Работающим инвалидам пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более четырех месяцев подряд и не дольше пяти месяцев (в общей сложности) в календарном году, кроме случаев трудового увечья, профессионального заболевания и заболевания туберкулезом.

§ 6. Часть 2 п. 1 Указа Президента РФ от 2 июля 1992 г. № 723 «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными» (с изменениями и дополнениями) практически заменила п. 4 Положения о пособиях от 12 ноября 1984 г. Если временная нетрудоспособность наступила после прекращения трудового договора, то пособие выдается при одновременном наличии трех условий: нетрудоспособность наступила в течение месячного срока после увольнения с работы; нетрудоспособность продолжалась более месяца; увольнение с работы было по уважительной причине (Ведомости РФ. 1992. № 28. Ст. 1659).

Причина расторжения работником трудового договора по собственному желанию считается уважительной, если она включена в перечень, содержащийся в разъяснении Госкомтруда СССР и ВЦСПС, утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 9 июля 1980 г. № 198/12-21. В частности, причина увольнения считается уважительной, если трудовой договор расторгнут вследствие:

зачисления в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение, в аспирантуру либо клиническую ординатуру;

болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (согласно медицинскому заключению);

перевода мужа или жены на работу в другую местность, направления мужа или жены на работу либо для прохождения службы за границу, переезда в другую местность:

избрания на должности, замещаемые по конкурсу, и др.

§ 7. До недавнего времени в соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 508 (СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1259) максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности составляла 85 минимальных размеров оплаты труда. Статьей 15 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 11 700 руб. (РГ. 2002. 14 февраля).

Если временная нетрудоспособность продолжалась неполный календарный месяц, дневное (часовое) пособие (определяемое в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа и других обстоятельств в установленном законодательством порядке) не должно превышать максимальную величину дневного (часового) пособия, исходя из суммы в 11 700. руб.

Поскольку Федеральный закон от 11 февраля 2002 г. не предусматривает исключений из установленной нормы о максимальном размере пособия по временной нетрудоспособности, ограничение суммы пособия максимальным размером распространяется на все категории работников. Не подпадает под его действие лишь пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (см. комментарий к ст. 184 ТК).

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

§ 8. Поскольку при оплате листка нетрудоспособности имеет значение непрерывный стаж работника, то продолжают действовать Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утв. постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 (с изменениями и дополнениями).

Существенное изменение в подсчете непрерывного стажа лиц, уволившихся с военной службы, произошло с принятием Закона РФ от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих»: было установлено, что время военной службы засчи-тывается в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по временной нетрудоспособности, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года (ст. 22). Это правило с тех пор применяется как к военнослужащим по призыву, так и к военнослужащим по контракту.

Новый Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не только повторил изложенное выше правило, но и добавил, что ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, время военной службы засчиты-вается в непрерывный стаж независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной сл>'жбы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) - ст. 25 (5).

Наибольшее количество вопросов о сохранении непрерывного трудового стажа возникает у тех, кто уволился с работы по собственному желанию. Напомним, что при увольнении по собственному желанию по уважительной причине непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил одного месяца, без уважительных причин - если перерыв в работе не превысил трех недель.

Для решения вопроса об уважительности увольнения следует пользоваться указанным в § 6 разъяснением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 9 июля 1980 г. Если увольнение по собственному желанию произошло по уважительной причине, названной в Перечне, указанном в этом разъяснении, то в трудовую книжку должна быть внесена соответствующая запись (например: «Уволен по собственному желанию в связи с зачислением на учебу в высшее учебное заведение, ст. 80 ТК»).

Если причина увольнения по собственному желанию не уточнена, то считается, что было расторжение трудового договора без уважительных причин. Однако это не относится к инвалидам, пенсионерам по старости, беременным женщинам, матерям, имеющим детей в возрасте до 14 лет. а также к работникам, имеющим на иждивении трех и более детей, не достигших 16 (учащихся- 18) лет, поскольку их увольнение по собственному желанию всегда признается уважительным.

При повторном увольнении в течение года по собственному желанию без уважительных причин трудовой стаж прерывается. Причина первого увольнения по собственному желанию в таких случаях значения не имеет, решающей является причина второго увольнения, состоявшегося в тот момент, когда еще не прошло 12 месяцев со дня первого увольнения. Например, Р. в мае уволилась в связи с переездом к месту жительства мужа в другую местность, а в октябре решила уйти с новой работы, так как ей пришлось затрачивать на дорогу к месту работы и обратно много времени. Несмотря на то, что первая причина увольнения считается уважительной, трудовой стаж у Р. прервался. Если поменять местами указанные причины увольнения, то прерывания трудового стажа не будет.

Не применяется правило о двух увольнениях в течение года, если расторжение трудового договора в течение 12 месяцев состоялось по разным основаниям (например, в первый раз - в связи с ликвидацией организации, второй раз - по собственному желанию без корректировки причины увольнения).

§ 9. Как следует из ст. 287 ТК, лица, работающие по совместительству, должны получать пособие по временной нетрудоспособности, как и все остальные работники, но механизм реализации этого права совместителей на пособие пока в законодательстве не определен.

§ 10. О пособии в связи с временным переводом на другую работу в связи с туберкулезом или профессиональным заболеванием см. § 3 комментария к ст. 182 ТК.

§11. Выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется через бухгалтерию работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Для обеспечения контроля за правильностью начисления и своевременной выплатой пособий, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Члены комиссии или уполномоченный избираются на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Число членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов (трудового коллектива), срок полномочий и порядок принятия решений определяются в Положении о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, которое утверждается также на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Предельный срок работы комиссии - 3 года. На время выполнения обязанностей членов комиссии, если эти обязанности осуществляются в рабочее время, работникам может гарантироваться сохранение места работы (должности) и среднего заработка в соответствии с коллективным договором или соглашением.

Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию позволяет вводить в состав комиссии работников любых профессий. Как свидетельствует практика, комиссия работает наиболее квалифицированно, если в ее состав входят работники бухгалтерии, юристы, экономисты, медицинские работники. Председателем комиссии может быть любой ее член, в том числе и председатель профкома предприятия.

На предприятиях, где число работников более 1000 человек, могут создаваться комиссии по социальному страхованию в структурных подразделениях. Если число работников на предприятии менее 100 человек, функции комиссии по социальному страхованию может выполнять уполномоченный по социальному страхованию (подробно см. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 с изменениями и дополнениями- САПП РФ. 1994. № 8. Ст. 599); Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию, утв. Председателем Фонда социального страхования РФ 15 июля 1994 г. по согласованию с Министерством труда РФ-Ваше право. 1994. № 23.

Назначение пособия по временной нетрудоспособности в функции комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию не входит. Она может осуществлять контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий администрацией, проверять правильность определения администрацией права работника на пособие, рассматривать споры между работниками и администрацией, связанные с обеспечением пособиями по социальному страхованию.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?