Статья 182. Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу
При переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.
-----------------------------------------------------------------------------
§ 1, К числу гарантий соблюдения прав работника при переводе на другую постоянную работу можно отнести: требование письменного согласия на такой перевод (если перевод осуществляется по инициативе работодателя); учет состояния здоровья работника (если работник нуждается в предоставлении другой работы в соответствии с медицинским заключением); сохранение в течение определенного периода среднего заработка при переводе на другую работу по медицинским показаниям.
О получении письменного согласия работника на перевод и об учете его состояния здоровья речь идет в ст. 72 ТК {см. комментарий к разд. III «Трудовой договор»), а о сохранении среднего заработка- в ст. 182 ТК.
§ 2. Правило о сохранении среднего заработка при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу ранее содержалось в двух статьях КЗоТ. Статья 95, расположенная в гл. VI «Заработная плата», называла два срока сохранения среднего заработка - две недели и два месяца. Предпочтение в отношении срока сохранения среднего заработка отдавалось перемещению работника на том же предприятии на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручению работы на другом механизме или агрегате в пределах квалификации, специальности, должности, обусловленной трудовым договором. Данная статья не применялась при перемещении, переводе на другую постоянную работу по просьбе самого работника, а не по инициативе администрации предприятия (кроме случаев перевода в соответствии с заключением бюро медико-социальной экспертизы (ранее ВТЭК) или клинико-экспертной комиссии, заменившей в лечебно-профилактических учреждениях ВКК).
В ст. 156 КЗоТ предусматривалось сохранение среднего заработка в течение двух недель со дня перевода, если он состоялся по состоянию здоровья работника. Работникам, переведенным на нижеоплачиваемую работу в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, выплачивалась в соответствии со ст. 156 КЗоТ разница между прежним заработком и заработком по новой работе до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности. Работникам, временно переведенным на нижеоплачиваемую работу в связи с туберкулезом или профессиональным заболеванием, выдавался больничный листок и производилась выплата пособия по временной нетрудоспособности с определенным условием - пособие вместе с заработком по новой работе не должно превышать заработка по прежней работе.
В Трудовом кодексе о переводах на другую постоянную работу говорят ст. 72 (в разд. «Трудовой договор») и 224 (в разд. «Охрана труда»). Гарантиям при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу посвящена только ст. 182 ТК. Она имеет в виду один случай сохранения среднего заработка за работником - при переводе на другую постоянную работу в данной организации, если необходимость такого перевода подтверждена медицинским заключением. В такой ситуации за работником сохраняется прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.
Сказанное выше означает, что Трудовой кодекс, как и ранее КЗоТ, предусматривает два срока сохранения среднего заработка при переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, но срок сохранения среднего заработка при травмах и заболеваниях, не относящихся к трудовому увечью и профессиональным заболеваниям, удлинен с двух недель до одного месяца.
Что же касается правил, содержащихся ранее в ст. 95 КЗоТ, то в Трудовом кодексе они не воспроизведены.
§ 3. При временном переводе на другую работу в связи с туберкулезом и профессиональным заболеванием по-прежнему выдается листок нетрудоспособности и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с п. 19 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. (см. § 3 комментария к ст. 179 ТК).
Представляется спорным высказанное в печати мнение по поводу того, что фактически утратило силу правило о выплате пособия по временной нетрудоспособности при временном переводе на другую работу в связи с профессиональным заболеванием и при туберкулезе, поскольку в Трудовом кодексе не предусмотрен временный перевод на другую работу по состоянию здоровья.
Действительно, в Трудовом кодексе нет такого положения, ранее содержащегося в ст. 156 КЗоТ. Однако это не означает, что такой перевод не может состояться по соглашению между работодателем и работником (особенно если учесть, какое внимание в настоящее время уделяется больным туберкулезом и предупреждению распространения туберкулеза).
Отсутствие в Трудовом кодексе указанной выше правовой нормы не означает, что при состоявшемся переводе на временную работу больных туберкулезом или имеющих профессиональное заболевание на основании заключения клинико-эксперт-ной комиссии сроком до 2 месяцев врач не имеет права выдать так называемый доплатной листок нетрудоспособности, а организация - оплатить его. Дело в том, что и п. 2.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, от 19 октября 1994 г. с изменениями и дополнениями (БНА. 1995. № 1), и п. 19 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию от 12 ноября 1984 г. (см. § 3 комментария к ст. 179 ТК) продолжают действовать впредь до введения федерального закона, который будет определять правила назначения, исчисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (см. ст. 423 ТК). О том, что действовавшие до февраля 2002 г. правила, касающиеся пособия по временной нетрудоспособности, продолжают применяться и после введения Трудового кодекса, Фонд социального страхования РФ сообщил своим региональным отделениям в письме от 18 февраля 2002 г. № 02-18/05/1136 (БМТ. 2002. № 3).
Работники Управления экспертизы нетрудоспособности и оздоровительно-профилактической работы Фонда социального страхования РФ считают, что в случаях заболевания туберкулезом «доплатные листки нетрудоспособности» играют положительную роль (подробно см. Герасимова С. Доплатной больничный лист // Ваше право. 2002. № 11).
§ 4. Статья 182 ТК применяется не только тогда, когда в результате перевода работника оказываются ниже его тарифная ставка или оклад, но и когда фактический заработок с учетом премий, надбавок, доплат становится меньше, чем до перевода.
§ 5. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями (см. § 6 комментария к ст. 179 ТК) доплата до размера прежнего заработка при переводе на другую работу по медицинским показаниям лицам, подвергшимся радиации (они перечислены в пп. 1 и 2 первой части ст. 13 указанного Закона), производится до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности. Финансирование всех расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий пострадавшим от аварии на ЧАЭС, как сказано в ст. 5 Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.
Средства из федерального бюджета на упомянутое целевое финансирование передаются в распоряжение тех финансовых управлений администраций областей, территорий, которые подверглись воздействию радиации при аварии на Чернобыльской АЭС, с правом дальнейшего перечисления этих средств соответствующим предприятиям по представлению ими сведений о суммах расходов. Расходы на доплаты работникам в связи с переводом на нижеоплачиваемую работу отражаются организацией в отчете об использовании средств, выделяемых на реализацию программ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (форма № 2-ЧАЭС, § 2), который ежеквартально в установленные сроки должен представляться органам федерального казначейства (см.: Экономика и жизнь. 1998. № 30).
Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ определен порядок распространения Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на тех граждан РФ, которые попали под радиационное воздействие вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5850).
§ 6. Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25сЗв (бэр), вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гарантируется доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. - СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 128).
§ 7. О переводе соискателей из числа работников вузов, работающих над докторскими диссертациями, на должности научных сотрудников на срок до 2 лет с сохранением должностного оклада и прежнего места работы, см. п. 13 ст. 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
|