Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации
При сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным'источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников организации, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
-----------------------------------------------------------------------------
§ 1. Основное правило, которое должно применяться в организации при сокращении численности или штата работников, осталось прежним (т. е. таким, каким оно было записано в ст. 34 КЗоТ): преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ч. 1 ст. 179 ТК). Перечень же категорий работников, которым при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение, сократился.
В перечне тех, кому отдается предпочтение, остались:
семейные - при наличии двух и более иждивенцев;
лица, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
работники, получившие в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
работники, повышающие свою квалификацию без отрыва от производства по направлению организации;
инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий по защите Отечества (ч. 2 ст. 179).
§ 2. Статья 179 ТК, оставив в перечне лиц, которым отдается предпочтение в оставлении на работе, семейных работников с двумя иждивенцами, объясняет, что имеются в виду нетрудоспособные иждивенцы и что следует понимать под словом «иждивенцы». Понятие «иждивенство» взято из пенсионного законодательства. И в Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» 1990 г., который действовал до января 2002 г, (ст. 53), и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (РГ. 2001. 20 дек.) в ст. 9 (пп. 3, 4) так же, как и в ч. 2 ст. 179 ТК, говорится, что члены семьи признаются состоявшими на иждивении, если они находились на полном содержании работника или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Это обстоятельство дает нам возможность обратиться к пенсионному законодательству для выяснения, кого же следует считать нетрудоспособными иждивенцами?
Статья 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. так отвечает на этот вопрос: дети, братья, сестры, внуки в возрасте до 18 лет, а в возрасте старше 18 лет - при условии, что они являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры, внуки признаются нетрудоспособными членами семьи данного лица, если они не имеют трудоспособных родителей.
Родители, дедушка, бабушка и супруг работника считаются нетрудоспособными, если они достигли пенсионного возраста (60 лет - мужчины, 55 лет — женщи-
ны), либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. Дедушка и бабушка считаются нетрудоспособными членами семьи данного работника при условии, что нет лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.
В пенсионном законодательстве есть еще два очень хороших правила, которые желательно было бы учитывать и при применении ст. 179 ТК: 1) иждивение детей предполагается и не требует доказательств; 2) дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования), до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет, считаются нетрудоспособными членами семьи работника, находящимися на его иждивении, если есть доказательства этого иждивения (доказательства требуются после достижения такими детьми 18 лет).
§ 3. В ч. 2 ст. 179 ТК упоминаются лица, получившие в данной организации трудовое увечье и профессиональное заболевание. Следует иметь в виду, что понятие «трудовое увечье» не совпадает с понятием «травма, полученная на производстве»: первое понятие шире второго. Травма именуется трудовым увечьем, если она произошла при обстоятельствах, указанных в п. 106 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением ВЦСПС от 12 ноября 1984 г., которое действует по настоящее время с изменениями и дополнениями (см.: Право социального обеспечения. Практикум. Нормативные акты. Образцы документов. М., 1997. С. 318-341). Отнесение травмы к трудовому увечью имеет значение для оплаты листков нетрудоспособности.
Производственной называется травма, полученная при несчастном случае на производстве. Основанием для отнесения травмы к производственной служит ст. 227 ТК.
О том, что понятие «трудовое увечье» выходит за пределы понятия «производственная травма», свидетельствует хотя бы такой пример: трудовым увечьем считается травма, полученная при любых обстоятельствах по пути на работу или с работы. Производственной будет считаться травма, полученная при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (или его представителем), либо на личном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора.
То обстоятельство, что в ст. 179 ТК идет речь не вообще о трудовом увечье, а о полученном в данной организации, дает основание полагать, что законодатель имел в виду производственную травму, которая в качестве составной части входит в понятие «трудовое увечье». О профессиональных заболеваниях см. комментарий к ст. 184 ТК.
§ 4. В ст. 34 КЗоТ предпочтение отдавалось работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства независимо от того, направлены ли они были работодателем в высшие и средние специальные учебные заведения или поступили туда самостоятельно. Имело значение повышение квалификации, соответствующей выполняемой работе. В ст. 179 ТК речь идет о работниках, повышающих свою квалификацию без отрыва от производства только по направлению работодателя.
§ 5. В ст. 34 КЗоТ преимущественное право на оставление на работе предоставлялось инвалидам войны и членам семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР. В ст. 179 ТК формулировка иная: речь идет об инвалидах Великой Отечественной войны и инвалидах боевых действий по защите Отечества. Поскольку перечня боевых действий по защите Отечества пока нет, то представляется возможным по-прежнему пользоваться Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, которым пользовались во время действия ст. 34 КЗоТ. Этот Перечень дан в виде Приложения к Федеральному закону от 16 декабря 1994 г. (12 января 1995 г.) № 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168). В частности, он дает возможность отдавать предпочтение (при сокращении штата или численности работников) инвалидам из числа тех, кто воевал на территории Афганистана в период боевых действий с апреля 1976 г. по ноябрь 1979г.
§ 6. В перечень работников, которым отдается предпочтение, когда решается вопрос о сокращении штатов или численности работников, из ст. 34 КЗоТ в ст. 179 ТК не перенесены: изобретатели; жены (мужья) военнослужащих; бывшие военнослужащие (имеющие преимущества при определенных условиях); пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Однако это не означает, что права указанных категорий работников теперь ограничены. Дело в том, что продолжают действовать отдельные законы, где их льготы в сфере труда оговорены особо. Имеются в виду следующие законы:
Закон СССР от 31 мая 1991 г. «Об изобретениях в СССР» (Ведомости СССР. 1991. №25. Ст. 703);
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331);
Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями (Ведомости РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699).
Первый из названных законов дает преимущество при сокращении штатов или численности работников авторам изобретений (ст. 35), второй - супругам военнослужащих в государственных организациях, воинских частях (п. 6 ст. 10). а также гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей на работе, куда они поступили впервые после увольнения с военной службы, одиноким матерям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (п. 5 ст. 23).
В «чернобыльском» законе названы:
лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы;
лица, получившие инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы;
участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986-1990 годах;
лица, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения.
К лицам, приравненным к участникам чернобыльских событий, названным выше, относятся:
члены семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;
члены семей умерших инвалидов, в отношении которых была установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;
граждане из подразделений особого риска из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиоактивных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия:
в) непосредственные участники ликвидации радиоактивных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
семьи, потерявшие кормильца из числа указанных граждан.
Действие Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с изменениями и дополнениями распространено на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Категории указанных граждан приведены в Федеральном законе от 5 ноября 1998 г. (26 ноября 1998 г.) № 175-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июля 2000 г. (7 августа 2000 г.) № 122-ФЗ (СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5850; 2000. № 33. Ст. 3348).
Дополнительно в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. (10 января 2002 г.) № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 128) названы лица, получившие определенную дозу радиационного облучения вследствие испытаний, упомянутых в наименовании Закона (ст. 2, п. 10). Они также имеют право на первоочередное трудоустройство при ликвидации организации.
§ 7. Все названные в § 1-6 предпочтения в оставлении на работе, учитывающие, как правило, обстоятельства личной жизни работника, не имеющие непосредственного отношения к его работе, могут быть приняты во внимание лишь после определения основного вопроса: о преимущественном праве на оставление на работе лиц с более высокой квалификацией и производительностью труда. Для сопоставления производительности труда и квалификации уволенного работника и работников аналогичных профессий и специальностей, оставленных на работе, изучаются самые различные документы, характеризующие их производственную деятельность (данные о выполнении норм выработки и служебных обязанностях, сведения об образовании, знаниях, опыте, поощрениях и т. д.). При этом учитываются отзывы администрации. Назначение экспертизы для сравнения квалификации работника, уволенного по сокращению штата, и работников, оставленных на работе, не производится (п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. № 16 - Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам. Спарк. С. 264).
§ 8. Перечень содержащихся в ст. 179 ТК предпочтений для оставления на работе может быть дополнен в коллективном договоре и иных актах. В жизни могут возникнуть и иные конкретные обстоятельства, в силу которых за работником будет признано преимущественное право на оставление на работе.
§ 9. О невозможности расторжения трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации) см. ст. 261 ТК.
О дополнительных гарантиях работникам в возрасте до 18 лет при расторжении трудового договора см.. ст. 269 ТК.
§ 10. Во время длительного отпуска (сроком до одного года), предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразования России осуществляет полномочия учредителя (п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»), не допускается увольнение указанных работников по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения (п. 11 Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утв. приказом Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 -БНА. 2001. №11).
§11. Увольнение преподавателей средних специальных учебных заведений по инициативе администрации, связанное с сокращением численности работников, допускается только после окончания учебного года (п. 57 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160-СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1034).
|