Статья 143. Тарифная система оплаты труда

Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых' из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. В ст. 129 ТК тарифная система определена как совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работникам различных категорий. Такими нормативами, как вытекает из ч. 1 ст. 143 ТК, являются тарифные ставки (оклады), тарифные сетки, тарифные коэффициенты. Это основные элементы тарифной системы, с помощью которых определяются исходные размеры вознаграждения за выполненную работу с учетом общественной значимости затраченного труда, степени его сложности, особенностей производственной обстановки. Однако в оплате труда учитываются еще и условия труда, в которых трудится работник (см. ст. 146, 149 ТК). В связи с этим к дополнительным элементам тарифной системы можно отнести перечни профессий и должностей, производств, при выполнении которых (при работе в которых) работникам повышаются тарифные ставки, оклады или производятся соответствующие доплаты (см. § 1 комментария к ст. 147 ТК, § 6 комментария к ст. 144 ТК), начисляются районные коэффициенты (см. § 2 комментария к ст. 148 ТК), полагаются дополнительные выплаты сверх тарифных ставок, окладов за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (см. § 3 комментария к ст. 148 ТК).

§ 2. Тарифно-квалификационные справочники, упомянутые в ч. 3 ст. 143 ТК, играют вспомогательную роль при определении конкретных сумм выплат в соответствии с тарифной системой, поскольку без них невозможны тарификация работ и присвоение квалификационных разрядов работающим (о понятиях «тарификация работы», «квалификационный разряд» см. ст. 129 ТКи комментарий к ней).

§ 3. Тарификация работ, как и присвоение разрядов рабочим, производится в соответствии с Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, который в свое время был утв. Госкомтрудом СССР и ВЦСПС (Сборник законодательных актов о труде. М., 1977. С. 361). Он имеет несколько десятков выпусков по различным производствам и видам работ, которые систематически дополняются и корректируются. Тарифно-квалификационные характеристики рабочих (вып. 1, 2) предназначены для применения в организациях всех отраслей народного хозяйства независимо от их отраслевой принадлежности. Другие выпуски ЕТКС имеют отраслевую принадлежность, но квалификационные характеристики, включенные в них, должны применяться во всех отраслях, где есть соответствующие профессии рабочих и виды работ.

Вопрос о присвоении или повышении разряда рабочему рассматривается специальной квалификационной комиссией. Данная комиссия, руководствуясь требованиями ЕТКС, после проверки знаний и практических навыков («пробы») рабочего устанавливает ему разряд в соответствии с его квалификацией и с учетом выполняемой им работы. Присвоение рабочему разряда, как сказано в Общих положениях ЕТКС, оформляется протоколом квалификационной комиссии, утверждается приказом по организации или распоряжением по цеху по согласованию с профсоюзным комитетом и записывается в трудовую книжку.

ЕТКС для организаций внебюджетной сферы носит рекомендательный характер.

§ 4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих первоначально был утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 27 марта 1986 г. (Отдельное издание. М, 1987). Впоследствии он был пересмотрен Минтрудом России. В него включены квалификационные характеристики новых должностей служащих, появившихся с развитием рыночных отношений - аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, специалиста по маркетингу, оценщика и др. Официально такой справочник был утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 (Отдельное издание. М., 2001). Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих утв. постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32. Они разработаны Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России и выпущены отдельным изданием в 2001 г.

В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих группировка работников произведена с учетом их роли и места в производственном процессе. Так, руководители - это те, кто организует деятельность трудовых коллективов и управляет ею. В их подчинении находятся специалисты, служащие или рабочие. Помимо директора, главных специалистов, начальников отделов, цехов к ним отнесены, например, заведующие архивами, машинописными бюро, канцелярией, научно-технической библиотекой, начальники лабораторий, мастера производственных участков и пр. Иными словами, есть две группы руководителей: в первую входят те, кто обеспечивает общее и функциональное руководство организацией в целом, во вторую - лица, возглавляющие производственные подразделения (начальники производств, цехов, участков, старшие мастера, мастера).

Специалисты - это работники, для замещения должностей которых необходимо наличие высшего или среднего специального образования. К ним отнесены конструкторы, технологи, инженеры, экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты, психологи и другие работники, деятельность которых помогает эффективно удовлетворять потребности производства. В число служащих входят технические исполнители -агенты по снабжению, делопроизводители, кассиры, машинистки, стенографистки, копировщики, чертежники, экспедиторы, учетчики, табельщики и др.

§ 5. Единая тарифная сетка (в дальнейшем - ETC), используемая для определения заработной платы работникам бюджетных организаций, была установлена постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 с изменениями и дополнениями на основании Указа Президента РФ от 19 августа 1992 г. № 895 (САПП РФ. 1992. № 16. Ст. 1253). В ней 18 разрядов. Первому разряду соответствует коэффициент 1. Коэффициент каждого последующего разряда показывает, во сколько раз тарифная ставка этого разряда больше тарифной ставки I разряда.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК тарифная ставка (оклад) ETC HE может быть ниже минимального размера оплаты труда. Так и было в первоначальный период существования ETC: размер тарифной ставки (оклада) ETC совпадал или даже был несколько выше минимальной заработной платы, определяемой для всех работающих федеральным законом. «Перевес» минимальной заработной платы начался с декабря 1995 г. (с временным отступлением в пользу ставки I разряда ETC с апреля 1999 г. до июля 2000 г.). С июля 2000 г. размеры минимальной заработной платы и ставки I разряда ETC стали одинаковыми, но до того момента, пока минимальная заработная плата не была увеличена со 132 руб. до 200 руб. Поскольку ставка I разряда ETC не пересматривалась Государственной Думой (а еще в феврале 1999 г. федеральным законом было определено, что данная ставка определяется законом -СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 869), то «дотягивание» суммы ставки 1 разряда ETC до минимальной заработной платы стало происходить с помощью доплат. Впервые это произошло с учетом Федерального закона от 2 июня 2000 г. (19 июня 2000 г.) № 82-ФЗ на основании постановления Правительства РФ от 10 октября 2000 г. № 764 (СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2729; № 42. Ст. 4141). Сначала подобным образом суммы выплат повышались работникам, имеющим первые три разряда, а затем имеющим первые шесть разрядов. Например, с 1 января 2001 г. по 1 июля 2001 г. ставка I разряда 132 руб. суммировалась с 68 руб., чтобы она была на уровне существующей тогда минимальной заработной платы в 200 руб., а с июля по 1 декабря 2001 г. - со 168 руб., поскольку с июля 2001 г. минимальная заработная плата стала 300 руб. (см. таблицу).

Производство доплат к тарифным ставкам работников бюджетной сферы, аттестованных по первым шести разрядам, несколько увеличивало суммы получаемой ими заработной платы, но все равно заработок был низким (I разряд- 300 руб.; II разряд- 310 руб. 02 коп.; III разряд- 319 руб. 98 коп.; IV разряд- 330 руб. 02 коп.; V разряд- 340 руб. 02 коп.; VI разряд- 349 руб. 98 коп.). Поскольку доплаты к ставкам (окладам) по разрядам с седьмого по восемнадцатый не производились, а сами они в течение почти двух лет не пересматривались, реальное соотношение сумм выплат по первому и по восемнадцатому разрядам в 2001 г. было не 10.7, как это было предусмотрено постановлением Правительства РФ от 30 марта 2000 г. № 284, а 1 : 4.43 (1329 руб. 24 коп. : 300 руб.).

Федеральным законом от 27 сентября 2001 г. (25 октября 2001 г.) № 139-ФЗ «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4150) эта ставка была определена в 450 руб. в месяц (ст. 1).

§ 6. Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 139-ФЗ (ст. 2) соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов ETC было определено как 1 к 4,5. За десять лет существования ETC это было уже пятое изменение данного соотношения. Первоначально оно было 1:10. В феврале 1995 г. оно сменилось на соотношение 1:7.54, в ноябре 1995 г. - на 1:10.07, с апреля 1999 г. -на 1 : 8.23, с января 2001 г. - опять на 1:10.07 (см. постановления Правительства РФ от 27 февраля 1995 г. № 189, от 24 августа 1995 г. № 823, от 18 марта 1999 г. № 309, от 30 марта 2000 г. № 284 - СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 897; № 35. Ст. 3524; 1999. № 13. Ст. 1605; 2000. К» 14. Ст. 1512, 1514). И. наконец, с 1 декабря 2001 г. пропорция стала выглядеть как 1 : 4.5.

Снижение соотношения размеров тарифных ставок (окладов) первого и восемнадцатого разрядов более чем в два раза, не повлекло за собой уменьшения конкретных сумм тарифных ставок и окладов, что, на первый взгляд, должно было произойти. Дело в том, что судить о повышении или снижении оплаты труда работников бюджетных организаций на основании только «вилки» тарифных коэффициентов нельзя. Значение имеет совокупность двух составных частей ETC - тарифных коэффициентов (применительно к каждому разряду) и тарифной ставки 1 разряда ETC.

Межразрядные коэффициенты ETC утв. Правительством РФ по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей (ст. 2).

Новые межразрядные коэффициенты были утв. постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 775. Действующие в настоящее время тарифные коэффициенты ETC и рассчитанные с их помощью тарифные ставки (оклады) работников бюджетной сферы представлены в таблице, которая помещена ниже. При этом в графе «Оплата труда работников бюджетной сферы до 1 декабря 2001 года» тарифные ставки (оклады) указаны с учетом доплат по I-VI разрядам.

Действующие в настоящее время тарифные коэффициенты ETC и тарифные ставки (оклады) работников бюджетной сферы

Данная таблица свидетельствует:

сжатие диапазона тарифных коэффициентов ни у кого не повлекло снижения сумм тарифных ставок (окладов);

в среднем суммы выплат работникам бюджетных организаций в соответствии с ETC увеличились в 1.86 раза;

если ранее в течение нескольких лет внимание уделялось увеличению заработной платы работников первых разрядов ETC, то теперь, наконец, повышение оплаты труда в два и более раза произошло у работников, имеющих V-XI разряды (такие разряды у огромного количества работников здравоохранения и просвещения);

пропорция увеличения выплат работникам I и XVIII разрядов почти одинакова. Однако нельзя не учитывать, что увеличение выплаты по I разряду только в 1,5 раза произошло потому, что сравнивалась новая тарифная ставка с прежней тарифной ставкой вместе с доплатой (132 руб.+168 руб.). Если отбросить доплату, то увидим, что тарифная ставка увеличилась в 3.4 раза (450 руб.: 132 руб.).

§ 7. Введение доплат, надбавок, премий и других стимулирующих выплат для работников бюджетных организаций имеет свои особенности, определенные ст. 144 ТК - см. указанную статью и комментарий к ней.

§ 8. Законодательством РФ для определенных категорий специалистов определены 'особые правила организации оплаты труда. Так, денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ; Указы Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 982, 6 марта 1998 г. № 265 с изменениями, 4 июля 1998 г. № 761 - СЗ РФ. 1997. № 36. Ст. 4130; 1998. № 10. Ст. 1163; № 27. Ст. 3152).

Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1992. № 30, Ст. 1792) определено, что заработная плата судей состоит из должностных окладов, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентных доплат за особые условия труда, которые могут быть уменьшены (ст. 19).

Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. (10 января 1996 г.) № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1966. № 3. Ст. 144) установлено, что судьям выплачиваются также надбавки за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, а также денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год, стоимость продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде).

Размеры должностных окладов устанавливаются в соответствии с должностью в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Размеры должностных окладов судей РФ в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ определены Федеральным законом от 10 января 1996 г.

Свои особенности имеет оплата труда работников образования (см. ст. 54 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями- СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; ст. 30 Федерального закона от 19 июля 1996 г. (22 августа 1996 г.) N» 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135).

§ 9. Об установлении основных элементов тарифной системы в коллективных договорах организаций внебюджетной сферы см. §11 комментария к ст. 135 ТК.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?