Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. В ст. 136 ТК вошли правила (с изменениями, о которых будет сказано ниже), содержащиеся ранее в ст. 95, 97, 100 КЗоТ. Сроки расчета при увольнении, которые были названы в ст. 98 КЗоТ, теперь определены в ст. 140 ТК.

§ 2. На первое место в ст. 136 ТК поставлена обязанность работодателя в письменной форме извещать каждого работника о причитающейся ему заработной плате, ее структуре и обо всех произведенных из нее удержаниях. Иными словами, из расчетного листка, который работник должен получить на руки, должно быть ясно, каким образом выведена выплаченная ему сумма.

Расчетные листки уже давно пришли на смену расчетным книжкам, упоминавшимся в ст. 100 КЗоТ, чему способствовала компьютеризация бухгалтерского труда. Однако далеко не во всех организациях расчетные листки попадали к работникам. Часть 1 ст. 136 ТК дает право работающим требовать их от работодателя, чтобы быть в курсе всех производимых применительно к нему расчетов.

Единых требований к форме расчетных листков ст. 136 ТК не предъявляет, поскольку дает возможность самому работодателю утверждать ее, но с учетом мнения представительного органа работников.

§ 3. Часть 3 ст. 136 ТК повторяет сказанное ранее в ст. 97 КЗоТ о месте выплаты заработной платы и дает возможность на условиях, определенных коллективным или трудовым договорами, перечислять заработную плату на указанный работником счег в банке.

Вопрос о месте выплаты заработной платы и раньше, как правило, решался в коллективных договорах, где обычно предусматривалась обязанность организации организовать выплату заработной платы работникам непосредственно в цехах и отделах предприятия, чтобы не допускать задержки в ее выдаче.

И теперь, если принято решение о выплате заработной платы через банк, то это решение следует зафиксировать в коллективном договоре. Переход на выплату заработной платы через учреждения банков производится на добровольных началах.

В ст. 3 (п. 2) Конвенции МОТ № 95 от 1 июля 1949 г. предусмотрено: компетентная власть может разрешить или предписать выплату заработной платы банковскими чеками или почтовыми переводами, если такая форма выплаты принята в обычной практике или необходима ввиду особых обстоятельств и если коллективный договор или решение арбитражного органа предусматривают это или, в отсутствие таких постановлений, если заинтересованный трудящийся согласен на это.

Подробно о выплате заработной платы через банки по пластиковым карточкам см.: Ваше право. 1998. № 27. С. 15; Домашний адвокат. 2000. № 6. С. 12-13.

В случае, когда на основании договора между организацией и банком выплата заработной платы осуществляется путем перечисления организацией соответствующих сумм на лицевые счета граждан, находящиеся в учреждениях банка, или перевода по почте, оплата услуг по перечислению и выплате названных сумм осуществляется за счет организации, поскольку в соответствии со ст. 22 ТК выплата заработной платы является обязанностью работодателя.

Стоимость названных услуг не может рассматриваться как доход работника и не подлежит включению в состав совокупного облагаемого дохода работников (разъяснение Государственной налоговой службы РФ и Министерства финансов РФ от 23 ноября 1993 г. - Экономика и жизнь. 1993. № 5).

В соответствии с п. 4 ст. 185 ГК в ред. от 12 августа 1996 г. банк вправе сам за-иерить доверенность на получение зарплаты, авторского вознаграждения, пенсий, пособий, если эти суммы поступают на счет в банке.

§ 4. Работодатель должен обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам, выполняющим задания администрации вне места постоянной работы (при производстве работы на территории предприятия-заказчика, при направлении it служебную командировку и т. д.). При необходимости соответствующие денежные суммы должны быть высланы работнику, причем расходы по переводу этих денег несет организация, с которой работник состоит в трудовых отношениях.

§ 5. В соответствии со ст. 131 ТК часть заработной платы в пределах 20 % ее обшей суммы может производиться в неденежной форме. В коллективном или трудовом договоре должны быть определены не только правила выплаты, но и место, сроки выплаты заработной платы в неденежной форме (ч. 4 ст. 136 ТК. Подробно об оплате труда в колдоговорах см. §11 комментария к ст. 135 ТК).

§ 6. Сроки выплаты заработной платы не изменились: как и ранее, она должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Лишь для отдельных категорий работников могут быть федеральными законами установлены иные сроки выплаты заработной платы (ч. 6 и 7 ст. 136 ТК).

Дни выплаты заработной платы, установленные в организации, не должны обязательно совпадать с окончанием расчетного периода, за который подсчитывается заработная плата.

В Трудовом кодексе теперь четко зафиксировано, что при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (ч. 7 ст. 136).

Сроки расчета с работником при увольнении остались прежними (см. ст. 140 ТК и ст. 98 КЗоТ), а вот требование к выплате работнику отпускных сумм стали жестче: если ранее было предусмотрено, что заработная плата за время отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала отпуска (ч. 2 ст. 96 КЗоТ), то теперь оплата отпуска должна производиться не позднее чем за три дня до его начала (ч. 9 ст. 136 ТК).

§ 7. В связи с многочисленными нарушениями трудовых прав граждан России, в том числе в области оплаты труда, Указом Президента РФ от 10 марта 1994 г. № 458 (САПП РФ. 1994. №11. Ст. 857) предписано прокуратуре РФ усилить надзор за соблюдением предприятиями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности законодательства о труде, коллективных договоров и соглашений, обратив особое внимание на недопущение задержки выплаты заработной платы; проводить тщательные проверки каждого случая нарушения законных прав работников, их представительных органов, задержки выплаты на предприятиях заработной платы, привлекая к ответственности виновных лиц.

Основанием для этого служит ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472). В соответствии с указанной статьей Закона предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Невыплата заработной платы в срок - явное нарушение трудовых прав человека.

Указом Президента РФ от 10 марта 1994 г. № 458 судам рекомендовано обратить особое внимание при рассмотрении подобных дел на необходимость принятия мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, приводящих к таким нарушениям; систематически проводить обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением трудовых прав граждан, в том числе по фактам задержания выплаты заработной платы, имея в виду, что указанные действия приводят к усилению социальной напряженности в обществе.

§ 8. Указ Президента РФ от 19 января 1996 г. № 66 (СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 265) специально посвящен мерам по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней. В п. 1 данного Указа предусмотрено, что руководители и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, несут персональную ответственность за своевременное осуществление указанных выплат.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны в соответствии со своей компетенцией своевременно, но не позднее трех дней до даты выплаты отдавать распоряжение по осуществлению выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, обладающие правами распорядителя по внебюджетным средствам, обязаны направлять указанные средства в первую очередь на оплату работ и услуг организаций бюджетной сферы, а также оплату продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд (п. 2 Указа от 19 января 1996 г.).

В случае отсутствия в установленные сроки на счетах федерального органа исполнительной власти денежных средств руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны отдавать распоряжение по осуществлению выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат в день поступления средств на счета.

Очередность списания денежных средств со счета организации при их недостаточности для удовлетворения всех требований определена в п. 2 ст. 855 ГК в ред. от 12 августа 1996 г. О дискуссии, разгоревшейся по этому поводу, и постановлении Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. № 21-П о конституционности п. 2 ст. 855 ГК РФ см.: Экономика и жизнь. 1997. № 3; СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4870-4871; 1997. № 52. Ст. 5930: Ваше право. 1998. № 8.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти, обладающим правами распорядителя по внебюджетным средствам и по средствам, выделяемым из федерального бюджета, запрещаются размещение временно свободных финансовых средств на депозитных счетах в банках и осуществление любых расходов бюджетных средств в случаях, когда:

это приведет к невозможности своевременной выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат;

имеется задолженность по выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат в день поступления средств на счета (п. 2 Указа от 19 января 1996 г.).

§ 9. Представители государства в органах управления хозяйственных обществ и товариществ, в которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в государственной собственности, в случае задержек выплаты заработной платы работникам соответствующих хозяйственных обществ и товариществ обязаны в месячный срок созвать общее собрание участников (акционеров) соответствующего хозяйственного общества или товарищества и поставить вопрос об увольнении руководителей (исполнительных директоров), ответственных за выплату заработной платы (п. 5 Указа от 19 января 1996 г.).

§ 10. Постановлением Минтруда России от 16 января 1996 г. № 4 был утвержден Порядок обращения органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (сейчас - Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению - ФСДН) с предложениями о применении процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), к организациям, имеющим значительную задолженность работникам по выдаче средств на заработную плату. В настоящее время признаки, процедура банкротства предусмотрены Федеральным законом от 10 декабря 1997 г. (8 января 1998 г.) № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222).

В соответствии со ст. 106 указанного Закона при признании организации-должника банкротом требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь - требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь - расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь - требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

в четвертую очередь - требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь - расчеты с другими кредиторами.

Постановлением Минтруда России, Госналогслужбы России, Госкомстата России, ФСДН России и Минэкономики России от 8 августа 1997 г. утв. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти в сфере обмена информацией о финансовом состоянии организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате, в целях координации деятельности по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и принятия наиболее эффективных мер к организациям-должникам (Ваше право. 1997. № 34).

§ 11. Задержки заработной платы привели к тому, что работники повсеместно стали обращаться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (КТС и суды) с исками о принудительном взыскании полагающихся им денежных сумм. Если требования работника удовлетворены комиссией по трудовым спорам (КТС), то на основании ее решения выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа {см. ст. 389 ТК).

С учетом правил, содержащихся в ст. 390-393 ТК, иск работника может рассматриваться в суде. Рассмотрение дела в суде часто бывает затянуто по разным причинам, в том числе из-за многократной неявки в судебное заседание ответчика. Обобщая практику рассмотрения судами в прошлые годы дел по спорам об оплате труда, Верховный Суд РФ отметил: в определенной мере сложности в процедуре рассмотрения дел о взыскании заработной платы могут быть преодолены с применением введенных в гражданское судопроизводство судебного приказа и заочного решения в соответствии со ст. 1252 и 2131 ГПК РСФСР (БВС РФ. 1997. № 2. С. 22-23). § 12. При обращении в суд с заявлением о выдаче судебного приказа упрощается процедура рассмотрения заявления. Судебный приказ выносится судьей единолично без вызова сторон, без проведения судебного заседания и заслушивания объяснений истцов и ответчиков.

Заявление подается в суд по месту нахождения должника. В заявлении необходимо указать: наименование суда: фамилию, имя, отчество заявителя; адрес; наименование организации-должника и его адрес; сумму заработной платы, на которую должно быть обращено взыскание по судебному приказу; перечень документов, которые прилагаются к заявлению. Среди документов обязательно должен быть тот, который подтверждает, что организация должна именно ту сумму в качестве заработной платы, которую заявитель просит взыскать (это может быть расчетный лист, справка из бухгалтерии организации).

Требования об индексации своевременно невыплаченной заработной платы в заявление о выдаче судебного приказа не вписываются - этот вопрос может рассматриваться в общем судебном порядке.

Получив заявление, судья в течение 3 дней извещает организацию-должника о поступлении заявления со стороны работника и предоставляет срок до 20 дней для ответа на требование работника; срок определяется самим судьей. Если организация не оспаривает сумму и сообщит об этом в ответе или если в течение 20 дней ответа не будет, судья выдает судебный приказ. Исполнение судебного приказа производится по истечении 10 дней с момента его выдачи с соблюдением общих правил, установленных для исполнения решения суда.

В случае спора по поводу заявленных работником требований судебный приказ не выдается. В таком случае работнику придется подать исковое заявление, которое будет рассматриваться по установленным для искового производства правилам.

При обращении за взысканием невыплаченной заработной платы истцы освобождаются от уплаты госпошлины (п. 1 ст. 80 ГПК РСФСР).

§ 13. При обращении в суд с исками о взыскании неполученной заработной платы многие работники выдвигают требование об индексации взыскиваемых сумм. Верховный Суд РФ в своем аналитическом письме (см. § 11) указал: если в исковом заявлении требование об индексации денежных сумм не заявлено, суд в соответствии со ст. 195 ГПК РСФСР вправе выйти за пределы заявленных истцом требований, если признает это необходимым для защиты его законных интересов, и проиндексировать взыскиваемую сумму по своей инициативе.

В судебной практике появились различные варианты порядка индексации невыплаченной заработной платы, поскольку законодательного решения этот вопрос не имел. В одних случаях суды индексировали денежные суммы, если за период задержки выплаты зарплаты повышался минимальный размер оплаты труда в централизованном порядке. Если повышения минимума не было, суды использовали индексы роста потребительских цен. Еще один вариант - взыскание в пользу истца, уволившегося (или уволенного) из организации, той месячной заработной платы, которая установлена по занимаемой истцом должности на день вынесения решения суда.

Облегчали решение вопроса об индексации задержанной заработной платы коллективные договоры и соглашения, если в них были указания на размер и порядок компенсации работникам потерь с учетом инфляционных процессов в случае несоблюдения сроков выплаты заработной платы (например, при рассмотрении исков шахтеров, энергетиков - см.: БВС РФ. 1997. № 2; Домашний адвокат. 1998. № 20).

§ 14. В настоящее время ст. 236 ТК определила минимальную материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы: при нарушении им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении работодатель обязан их выплатить работнику с денежной компенсацией не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Отсчет начинается со дня, следующего после срока выплаты и кончается днем фактического расчета (включительно). Организации, как и раньше, в коллективных и трудовых договорах могут указать как этот, так и более высокий размер денежной компенсации работнику за нарушение сроков выплаты заработной платы.

Более того, ст. 142 ТК предоставляет работнику право при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Перечень случаев, когда такая приостановка работы не допускается, содержится в ч. 2 ст. 142 ТК.

Подробно об ответственности лиц, виновных в задержках выплаты заработной платы, см. комментарии к ст. 142 и ст. 419 ТК, а о реализации работниками самозащиты своих прав - ст. 379-380 ТК и комментарии к ним.

§ 15. При рассмотрении трудового спора о денежных требованиях работника орган, рассматривающий этот спор, удовлетворяет денежные требования работника, если они обоснованы, в полном объеме. Статья 395 ТК, в которой изложено это правило, выгодно отличается от ст. 216 КЗоТ, которая предусматривала взыскание в пользу работника денежных сумм не более чем за три года.

Работники при обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов, в том числе государственной пошлины, в доход государства (ст. 393 ТК).

Решения суда о присуждении работнику заработной платы, но не свыше чем за один месяц, подлежат немедленному исполнению. В таком же порядке взыскивается вознаграждение за вынужденный прогул.

Если денежные суммы, присужденные работнику, превышают месячный размер заработной платы, то их остальная часть (за период свыше одного месяца) взыскивается с организации после вступления решения суда в законную силу (см. ст. 209, 210 ГПК РСФСР).

§ 16. О выдаче заработной платы, не полученной ко дню смерти работника, см. ст. 141 ТК.

§ 17. Для расчетов с работниками производственных предприятий может применяться как авансовый, так и безавансовый порядок расчетов.

§ 18. За ту часть рабочего времени, которую работник использовал с разрешения администрации для своих личных надобностей, оплата не производится. Это время исключается из подсчета, и заработная плата работнику за этот период не начисляется.

§ 19. Выплата заработной платы за работу, длящуюся менее двух недель, производится по окончании работы.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?