Статья 133. Установление минимальной заработной платы

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже Минимального размера оплаты труда.

В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Порядок расчета прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. О понятии «минимальная заработная плата» см. ст. 129 ТК и § 3 комментария к ней.

§ 2. Установлению минимальной заработной платы в государстве и процедуре, позволяющей ее пересматривать, посвящена Конвенция МОТ№ 131 (1970 г.). В ней также говорится, что факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают, насколько это возможно и приемлемо, потребности трудящихся и их семей, а также экономические соображения, включая требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости.

Минимальная заработная плата, как сказано в Конвенции № 131, имеет силу закона и не подлежит понижению; неприменение этого положения влечет за собой санкции.

В Рекомендации МОТ № 135, также посвященной установлению минимальной заработной платы, сформулированы критерии определения уровня минимальной заработной платы, процедура внесения в нее корректив.

§ 3. Весьма существенным является провозглашение в ст. 133 ТК, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Еще в 1997 г. в Федеральном законе от 10 октября 1997 г. (24 октября 1997 г.) № 134-ФЗ (СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904; 2000. № 22. Ст. 2264), представляющем правовую основу для определения прожиточного минимума, было записано, что минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума и что соотношение между минимальной заработной платой и величиной прожиточного минимума на год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 5). В период с 1998 г. по 2001 г. включительно минимальная заработная плата поднималась трижды, однако привязки минимальной заработной платы к прожиточному минимуму не произошло. В 2001 г. после последнего повышения минимальная заработная плата составила всего лишь 16,7% прожиточного минимума (см.: Ваше право. 2001. №28).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и расходов по обязательным платежам и сборам. Короче говоря, прожиточный минимум - это величина, учитывающая стоимость потребительской корзины и обязательные платежи, сборы.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разработанных с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, установленном Правительством РФ. Методические рекомендации утверждаются Правительством РФ, а потребительская корзина в целом по РФ - федеральным законом.

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и по субъектам РФ были утв. постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. № 192 (СЗ РФ. 1999. № 8) в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г.

Федеральный закон от 27 октября 1999 г. (20 ноября 1999 г.) № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999 г. № 47. Ст. 5619) вступил в силу со дня его опубликования (т. е. с 23 ноября 1999 г.), но действовал, как это было оговорено в ст. 2 Закона, по 31 декабря 2000 г.

Продление Федерального закона от 20 ноября 1999 г. до 31 декабря 2002 г. было осуществлено на основании Федерального закона от 13 июля 2001 г. № 97-ФЗ. По итогам каждого квартала 2000-2002 гг. Правительством РФ утверждалась величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам в целом по РФ. Например, за I квартал 2002 г. в расчете на душу населения эта величина- 1719 руб., для трудоспособного населения - 1865 руб., пенсионеров- 1313 руб., для детей- 1722 руб. (см. постановление Правительства РФ от 25 мая 2002 г. № 344 - СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2095).

Несмотря на то, что есть правовая база для определения величины прожиточного минимума и эта величина утверждается Правительством РФ регулярно, со дня вступления Кодекса в силу автоматического повышения минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума не произошло. В соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренного ч. 1 ст. 133, устанавливаются федеральным законом. В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в 2002-2003 годах», которому предстоит назвать сроки доведения минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума.

§ 4. Минимальный размер оплаты труда, о котором идет речь в ст. 129 и 133 ТК, не следует путать с минимальными тарифными ставками, должностными окладами, определенными в коллективных договорах, тарифных (отраслевых, межотраслевых, региональных) соглашениях. Они всегда выше минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом, но распространяются на работников либо одной отрасли, либо одной профессии, либо одной организации.

Примером может служить Отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов. Стороны договорились о том, что месячные тарифные ставки рабочих I разряда при работе в нормальных условиях труда следует устанавливать в размере, достигнутом на момент заключения коллективного договора в организации и обеспечивающем общий месячный уровень заработной платы не ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе РФ. В Соглашении была дана таблица конкретных сумм минимального размера такой тарифной ставки в зависимости от характера работ, ниже которых ставки в организациях опускаться не должны. При этом в Соглашении было заявлено, что названные размеры тарифных ставок являются минимальным гарантированным уровнем оплаты труда; ни одна организация независимо от организационно-правовой формы собственности не имеет права платить меньше лицам, занятым на условиях найма, при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении ими трудовых обязанностей или норм труда.

Положение о том, что в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты, надбавки, премии, поощрительные и иные выплаты (см. ч. 4 ст. 133), означает, что перечисленные дополнительные выплаты должны начисляться на сумму не менее установленного минимального размера оплаты труда. Иными словами, до минимального размера «дотягивается» основная заработная плата, а уже затем идет начисление доплат, надбавок, премий и пр. Более краткое изложение данного правила в ст. 78 КЗоТ было точнее.

§ 5. В ст. 133 ТК четко сказано, что минимальный размер заработной платы устанавливается одновременно на всей территории России (естественно, после того, как федеральный закон, определивший размер минимальной заработной платы, вступил в силу).

В некоторых субъектах РФ приняты свои законы о минимальной заработной плате. Так, 7 декабря 2001 г. был принят закон г. Москвы «О городском минимуме оплаты труда» (Вестник Мэрии Москвы. 2002. № 2 (1485). Он распространяется на всех работодателей в соответствии с Законом г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 «О социальном партнерстве», за исключением организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета.

Основой для определения городского минимума оплаты труда является величина прожиточного минимума в г. Москве.

Городской минимум оплаты труда устанавливается в абсолютной величине не реже одного раза в год по результатам переговоров между Правительством г. Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями предпринимателей (работодателей), закрепляется в заключаемом ими Московском трехстороннем соглашении и может индексироваться по согласованию сторон. Утверждается этот минимум постановлением Правительства г. Москвы.

Поэтапное увеличение городского минимума оплаты труда до величины не ниже прожиточного минимума в г. Москве проводится на основе опережающего роста городского минимума оплаты труда по сравнению с темпами роста потребительских цен (ст. 4 Закона г. Москвы).

Порядок пересмотра размера оплаты труда в связи с изменением городского минимума оплаты труда работодатели определяют совместно с выборными органами профсоюзной организации, а при их отсутствии с иными, предусмотренными законодательством и уполномоченными работниками, органами.

Для организаций, финансируемых из бюджета г. Москвы, такой пересмотр осуществляется в пределах ассигнований, выделенных дополнительно на оплату труда в бюджете г. Москвы (ст. 8 Закона).

Минимальный уровень оплаты труда в организации устанавливается в коллективном договоре на основе городского минимума оплаты труда. При отсутствии коллективного договора минимальный уровень оплаты труда устанавливается приказом руководителя организации (ст. 7 Закона).

Московский городской минимум оплаты труда, как сказано в ст. 6 Закона от 7 декабря 2001 г., может применяться в трех взаимоувязанных формах: месячной, дневной, часовой. Основной формой городского минимума оплаты труда является месячная форма оплаты труда. Дневной и часовой минимумы оплаты труда рассчитываются исходя из установленной продолжительности рабочего дня (недели).

Городской минимум оплаты труда обеспечивается:

а) предприятиями, учреждениями и организациями, финансируемыми из бюджета г. Москвы, - за счет средств бюджета г. Москвы;

б) иными работодателями - за счет собственных средств (ст. 5 Закона).

Следует иметь в виду, что понятие «московский городской минимум оплаты труда» отличается от понятия «минимальная заработная плата», устанавливаемого на федеральном уровне. Статья 1 Закона г. Москвы от 7 декабря 2001 г. называет городской минимум оплаты труда социальной нормой, представляющей собой минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством РФ, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты.

Понятие «прожиточный минимум» в г. Москве общее: в п. 2 ст. 1 Закона он представлен как стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов, определяемых в соответствии с законодательством РФ и законодательством г. Москвы.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?