Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. Законодатель предоставляет лицам, участвующим в коллективных переговорах, определенные гарантии и компенсации. Прежде всего эти лица освобождаются от основной работы для участия в процессе коллективных переговоров. Законодатель ограничивает срок такого освобождения тремя месяцами, т. е. максимальным сроком ведения коллективных переговоров. За работниками, участвующими в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок, исчисляемый по нормам, определенным ст. 139 ТК. В том случае, если участие в коллективных переговорах сопряжено с различными затратами, понесенными участником, эти затраты также должны быть компенсированы.

§ 2. К участникам коллективных переговоров, которым предоставляются указанные гарантии и компенсации, относятся:

1.   Представители работников: работники, являющиеся членами первичной профсоюзной организации, участвующей в коллективных переговорах, не освобожденные от основной работы; работники, члены непрофсоюзного представительного органа, участвующие в коллективных переговорах; работники - члены единого представительного органа, создаваемого для ведения коллективных переговоров. При этом членам профсоюзных организаций, освобожденным от производственной работы, гарантии, установленные комментируемой статьей Кодекса, выплачиваться не должны, так как ведение коллективных переговоров и представительство и защита интересов работников есть их обязанность в соответствии с заключенным с ними трудовым договором.

2.  Представители работодателя, т. е. все лица, которым приказом руководителя организации поручено участвовать в проведении коллективных переговоров.

3.  Эксперты, специалисты и посредники, привлекаемые для участия в коллективных переговорах сторонами.

§ 3. Кодекс устанавливает, что все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Действовавшее до принятия комментируемого Кодекса законодательство относило затраты на оплату труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников на органы исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей, их объединения, иные уполномоченные работодателями органы.

Думается, что в настоящее время законодателем избран более правильный подход к данной проблеме, так как каждая сторона, обеспечивая участие в переговорах различного рода экспертов и специалистов, должна в равной мере нести соответствующие затраты.

§ 4. Согласно ранее действовавшему законодательству представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могли быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе работодателя.

Кодекс вносит в данное положение корректировку и предоставляет работодателю возможность увольнения таких лиц за совершение дисциплинарного проступка.

Такое решение представляется вполне оправданным с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-п, предусматривающего, что «лишение работодателя возможности применить дисциплинарное взыскание к нарушителям трудовой дисциплины нарушает закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы равенства прав граждан (статья 19, части 1 и 2), представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности (статьи 30, часть 1, 37, часть 1 и 38, части 1 и 2), нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям статей 8, 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации» (ВКС. 2002. №3).

Кроме того, отсутствие возможности доказывать в суде необходимость и обоснованность увольнения таких недобросовестных работников, совершивших дисциплинарный проступок, лишает работодателя возможности в судебном порядке защищать свои законные права и интересы, что существенно нарушает его право на судебную защиту.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?