Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов)', объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. Комментируемая статья Кодекса закрепляет очень важную для сторон коллективных переговоров норму о том, что они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Данное положение является гарантией реализации принципов добровольности и реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами (см. ст. 24 ТК и комментарий к ней).

Эксперты МОТ отмечают, что ведение коллективных переговоров должно быть постепенно распространено на все проблемы, включая определение условий труда, порядка приема на работу, регулирование отношений между работодателями и работниками и регулирование отношений между организациями работодателей и организациями работников. Меры, принимаемые властями, по ограничению объема вопросов, подлежащих регулированию, не соответствуют принципам свободы объединений, провозглашенных Уставом МОТ и ее основополагающими документами.

Предоставление сторонам свободы при выборе предмета переговоров позволяет эффективно провести коллективные переговоры с тем, чтобы в результате был принят документ, взаимоприемлемый как для работников, так и для работодателей.

§ 2. Существенной новеллой следует признать положения комментируемой статьи Кодекса, определяющей порядок ведения коллективных переговоров. В нее включены нормы, значительно отличающиеся от норм ранее действовавшего федерального законодательства.

Эти нормы касаются прежде всего представителей работников на уровне организации.

Кодекс предусматривает, что при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Единый представительный орган должен быть образован всеми представительными органами, избранными (действующими) в организации. Каждый профсоюз или непрофсоюзный представительный орган вправе направить в такой орган для переговоров своего представителя (представителей) в зависимости от численности членов профсоюза или работников, уполномочивших на представительство иной представительный орган.

Иными словами, чем представительнее профсоюз (иной выборный представительный орган) тем больше представителей он может избрать в единый представительный орган для ведения коллективных переговоров.

§ 3. Если единый представительный орган не создан в течение 5 дней с момента начала коллективных переговоров, представительство интересов всех работников организации может быть поручено профсоюзной организации, объединяющей более половины работников.

Такое решение соответствует практике МОТ, согласно которой возможно предоставление права на переговоры тому профсоюзу, который представляет определенную часть работников или их относительное большинство. Представительность в данном случае может быть определена числом членов профсоюза или путем тайного голосования. Эксперты МОТ полагают, что в данном случае для поощрения гармоничного развития механизма коллективных переговоров и во избежание споров было бы желательно составить и применять на практике процедуры, которые бы дали возможность объективно определять наиболее представительные профсоюзы применительно к ведению коллективных переговоров, если нет ясности относительно того, какие профсоюзы работники предпочли бы иметь в качестве своих представителей (См.: Свобода объединения и коллективные переговоры. Издание МБТ. 1995. С. 114).

Применительно к российскому законодательству изложенное может означать, что профсоюзные организации могут использовать все доступные им средства для доказательства того, что они объединяют более 50 % работников и имеют право представлять работников организации в коллективных переговорах с работодателем.

В том случае, если ни одна из профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, общее собрание (конференция) тайным голосованием определяет профсоюзную организацию, которой поручается проведение коллективных переговоров для подготовки и заключения коллективного договора.

§ 4. Как видим, в отличие от ранее действовавшего законодательства, при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций Кодекс более не предоставляет каждой из них права на ведение переговоров от имени объединяемых ими членов профсоюза или представляемых ими работников.

Прежде чем вступить в переговоры, представительные органы работников должны объединиться и выработать общий порядок действий и только затем вступать в коллективные переговоры.

Данное решение направлено прежде всего на достижение реального сотрудничества представительных органов в переговорном процессе. Все представительные органы должны проанализировать свои позиции, договориться об основных вопросах, которые должны быть решены в интересах представляемых ими работников с тем, чтобы максимально учесть их интересы.

Такое решение законодателя облегчит и положение работодателя, которому не нужно более вступать в переговоры параллельно с несколькими профсоюзными (или непрофсоюзными) структурами, представляющими небольшие группы работников, имеющие не только обособленные, но и общие интересы.

§ 5. Аналогичное решение принято законодателем и на уровне выше организации.

Так, право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне РФ, субъекта РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам, их объединениям. При наличии на этих уровнях нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе органа по ведению переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности между ними о создании единого органа для коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

§ 6. Как и в действовавшем до принятия Кодекса законодательстве, при ведении коллективных переговоров стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них необходимую информацию. Какая именно информация должна быть предоставлена - определяют стороны. Для принятия устраивающего всех решения могут быть проведены специальные консультации. Более подробно о характере предоставляемой информации - см. ст. 53 ТК и комментарий к ней.

§ 7. Комментируемая статья впервые устанавливает, что участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения являются государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайной. Лица, разгласившие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Как видно из приведенного Определения, обладать сведениями, составляющими государственную тайну, могут только организации, участие работников которых в системе социального партнерства может быть ограничено (см. ст. 28 ТК и комментарий к ней). Это положение касается государственных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, учреждений и органов безопасности, органов налоговой полиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств.

Представляется, что в специальных законах, устанавливающих особенности участия в процессах социального партнерства указанных категорий работников, должны быть решены вопросы, связанные с получением информации, составляющей государственную тайну.

Согласно ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Естественно, что информация о перспективах развития организации, планируемых контрактах, сделках, прибыли и убытках относится к разряду сведений, составляющих коммерческую тайну.

Однако представительные органы работников не имеют возможности начать коллективные переговоры, разрабатывать проекты коллективных договоров, не владея подобной информацией.

Представляется, что Трудовой кодекс предлагает компромиссное решение. При получении представительным органом работников сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, с его членами должен быть заключен договор о неразглашении полученных сведений в соответствии со ст. 139 ГК. И в том случае, если будет доказано, что убытки для организации возникли в связи с неправомерными действиями представительного органа, разгласившего коммерческую тайну, члены такого представительного органа могут быть привлечены к установленной законом ответственности - дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной в порядке, установленном федеральными законами.

§ 8. Работники организации несут дисциплинарную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную, служебную или коммерческую тайну, в соответствии с правилами и процедурами, установленными Трудовым кодексом.

Административная ответственность наступает за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц- от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 13.14 КоАП).

Гражданско-правовая ответственность состоит в возмещении виновными лицами убытков (ущерба), причиненного их неправомерными действиями.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 183 и 283 УК.

§ 9. Сроки и место, порядок ведения переговоров, повестка дня и другие вопросы определяются представителями сторон, являющимися участниками переговоров.


 
 
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?