Статья 31. Иные представители работников

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. Образование непрофсоюзных представительных органов работников является правом работников и не может быть никем ограничено.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» под представителями работников понимаются:

представители профессиональных союзов, а именно представители, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов;

выборные представители, а именно представители, свободно избранные работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства, или правил, или коллективных договоров.

Конвенция предусматривает, что функции непрофсоюзных представителей не могут включать деятельность, которая признана в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов в соответствующей стране.

Как уже было показано, ст. 29 ТК определяет, какая деятельность является исключительной для профессиональных союзов (участие в социальном партнерстве на уровнях выше организации).

§ 2. Законодатель исходит из принципа сотрудничества всех представительных органов работников. Этот принцип закреплен в положении ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающей, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Данная норма основывается на положениях ст. 5 Конвенции № 135, согласно которым наличие выборных представителей не должно использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей. Государство должно принимать соответствующие меры для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.

Развивая положения Конвенции, Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.

Основой для такого сотрудничества являются права и законные интересы работников, представлять и защищать которые призваны как профсоюзы, так и иные представительные органы работников.

Сотрудничество и взаимодействие профсоюзных организаций и иных представительных органов, создаваемых работниками, может выражаться в различных формах, таких, например, как создание проекта коллективного договора, выработка программ совместных действий, реализация различных систем участия в управлении организациями, выявление общих задач, решение которых необходимо для улучшения социально-бытовых и иных вопросов, имеющих важное значение для работников, согласование мер по предотвращению массовых высвобождений работников и пр.

Профессиональные союзы и иные представительные органы могут создавать различные органы (комиссии и комитеты) для того, чтобы в повседневной работе постоянно взаимодействовать при реализации поставленных целей и задач.

Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации.

§ 3. На уровне организации наряду с профсоюзами могут действовать иные избранные работниками представительные органы. Правоприменительная практика до настоящего времени складывалась таким образом, что эти органы играют скорее вспомогательную роль и не составляют какой-либо конкуренции традиционным профессиональным союзам.

Тем не менее, необходимо прояснить правовой статус избранных работниками представительных органов. Данные органы являются органами общественной самодеятельности, образуемыми в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об общественных объединениях». Законодатель определяет орган общественной самодеятельности как не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Орган общественной самодеятельности должен быть образован на общем собрании и представлять интересы всех работников. Как показывает мировая практика, данные органы образуются для реализации права работников на участие в управлении организацией или коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Как в первом, так и во втором случаях, такие органы при их создании должны быть наделены соответствующими полномочиями, закрепленными в протоколе собрания или в уставе такого органа. В РФ к таким органам следует отнести советы трудовых коллективов, которые до настоящего времени сохранили свои позиции в организациях.

Следует еще раз отметить: несмотря на то, что органам общественной самодеятельности предоставлено право ведения коллективных переговоров и реализаций права на участие работников в управлении организацией, они не играют сколько-нибудь заметной роли в данных процессах.

§ 4. Поскольку законодатель наделяет первичную профсоюзную организацию и представительные органы, избираемые работниками в организации, равными правами {см. ст. 29 ТК и комментарий к ней), то нет оснований говорить о наличии у первичной профсоюзной организации каких-то исключительных полномочий, которые могут быть реализованы в организации только профессиональными союзами.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?