Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; .., контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. Впервые на федеральном уровне законодательное закрепление получили и принципы социального партнерства как основополагающие положения, определяющие характер и общую направленность правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении социального диалога.

Определяя принципы социального партнерства, законодатель в полной мере учел мировую практику и опыт Международной организации труда, конвенции и рекомендации которой предполагают наличие в национальном законодательстве норм, регламентирующих право на создание объединений как работниками, так и работодателями, право на ведение коллективных переговоров, право сторон самостоятельно определять предмет переговоров, а также норм, обеспечивающих гарантии реализации представителями работников своих прав.

Это прежде всего нормы Конвенции № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», предусматривающей возможность создания союзов и ассоциаций для представительства и защиты своих интересов как работниками, так и работодателями; Конвенции № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия

применению международных трудовых норм», предполагающей трехстороннее сотрудничество между представителями правительства, предпринимателей и трудящихся; Рекомендации № 129 «О связях на предприятии» и др.

§ 2. Приведенные в комментируемой статье Кодекса принципы соответствуют целям и задачам социального партнерства, способствуют его реализации, характеризуют самих социальных партнеров.

Принцип равноправия сторон означает прежде всего предоставление сторонам социального партнерства равных прав для вступления в коллективные переговоры, обсуждения вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны несут и равную ответственность за невыполнение принятых на себя обязательств и достигнутых договоренностей.

Любая сторона социального партнерства может начать процедуру коллективных переговоров (см. ст. 36 и комментарий к ней), предложить перечень вопросов, подлежащих обсуждению (см. ст. 37 и комментарий к ней), требовать предоставления информации, необходимой для коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

Законодательное закрепление данного принципа представляется весьма важным, так как только равноправные партнеры могут вести конструктивный диалог и принимать решения, соответствующие демократическим принципам.

§ 3. Вступая в переговоры, стороны должны признавать и учитывать наличие определенных интересов, удовлетворение которых и есть во многом побудительная причина для развития системы социального партнерства.

Стороны должны внимательно изучить позицию партнера по переговорам для того, чтобы выявить точки соприкосновения и найти основу для взаимоприемлемого компромисса.

§ 4. Достичь договоренности возможно лишь в том случае, если обе стороны хотят прийти к согласию. Каждая из сторон социально-трудовых отношений должна представлять, что объединяющим фактором являются существование и успешная деятельность самой организации. Работа в организации является источником средств существования для работников. Успешное функционирование организации в целом является источником прибыли для работодателя.

Именно поэтому требования работников должны быть сбалансированными для того, чтобы не поставить организацию на грань банкротства. Такими же должны быть и требования работодателей (учредителей, участников, акционеров). Они должны заботиться о процветании организации в целом, которое невозможно в том случае, если работники недовольны своими заработками, предоставляемыми льготами и компенсациями, сопротивляются внедрению новых технологий и пр.

Основой для заинтересованности сторон социального партнерства в договорных отношениях на уровне выше организации являются экономический рост и социальная стабильность, необходимые для успешной реализации социально-экономических реформ и повышения уровня жизни.

§ 5. Государство, как уже указывалось (см. комментарий к статье 23 ТК). создаст реальные политические, экономические и законодательные предпосылки для реализации форм социального партнерства.

Прежде всего, укрепляя демократические институты, способствуя развитию гражданского общества, государство в лице своих органов стимулирует социальных партнеров к достижению своих целей не путем создания конфликтных ситуаций, а путем демократических процедур и поиска компромиссов, необходимых для конструктивного диалога и эффективного социально-экономического развития.

Государство определяет правовую природу объединений работников и работодателей, содействует коллективным переговорам и развитию политики связей в организации, устанавливает повышенные гарантии для более слабой стороны-работников, вводит ответственность за нарушение достигнутых сторонами договоренностей.

Государство участвует в процессах трехстороннего регулирования социально-трудовых отношений, обеспечивая деятельность органов социального партнерства (см. ст. 35 ТК и комментарий к ней), а также контролируя соблюдение достигнутых договоренностей.

§ 6. Принцип законности в социальном партнерстве реализуется в трех направлениях.

Во-первых, при коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений сторонам необходимо соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов.

Во-вторых, представительные органы работников и работодателей (т. е. представители сторон социального партнерства) должны формироваться по правилам, устанавливаемым действующим законодательством. Их компетенция определяется законами, уставами, иными внутренними документами организаций и общественных объединений.

В-третьих, процедуры коллективных переговоров должны проводиться по правилам, определенным комментируемым Кодексом, стороны могут принимать локальные акты, уточняющие законодательство.;

Акты, принимаемые сторонами в переговорном процессе, также должны соответствовать действующему законодательству как по форме, так и по существу.

В соответствии со ст. 8 ТК работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Иными словами, если принятый локальный нормативный акт не соответствует процедуре его принятия или содержит нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, то данный акт не может применяться.

§ 7. Трудовой кодекс закрепляет, что стороны социального партнерства должны обладать определенными полномочиями в переговорном процессе. Сторона социального партнерства, вступившая в социальный диалог без соответствующих полномочий, заведомо обречена на неудачу: достигнутые ею договоренности не могут быть исполнены, так как нет никаких гарантий в том, что подобный неполномочный представитель действительно выражает волю или интересы работников или работодателей.

Полномочность представителей стороны социального партнерства может основываться на положениях закона, уставов, иных внутренних документах организаций.

Так. представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Право профессиональных союзов представлять и защищать интересы работников закрепляется помимо Трудового кодекса Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. (12 января 1996 г.) № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; ВКС. 2002. № 3).

Для того, чтобы подтвердить свою полномочность в организации, профессиональный союз должен представить работодателю устав профсоюза (или протокол собрания работников об учреждении в данной организации профессионального союза, в том случае, если профсоюз не обладает правами юридического лица), положение о первичной профсоюзной организации, документы о том. что данный профсоюз объединяет более половины работников организации, протокол общего собрания работников, уполномочивающих данную профсоюзную организацию представлять их интересы или заявления работников, не являющихся членами профсоюза (см. ст. 30 ТК и комментарий к ней).

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

В данном случае подтверждением полномочное™ такого непрофсоюзного представителя является протокол общего собрания работников, уполномочивших его на представительство (см. ст. 31 ТКи комментарий к ней).

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица.

Руководитель является лицом, без доверенности действующим от имени организации. В силу этого его полномочия подтверждаются внутренними документами организации, а также приказом о вступлении в должность.

Руководитель организации может поручить иным лицам, осуществляющим организационно-управленческие функции в организации, представлять интересы работодателя. В данном случае таким лицам выдается специальная доверенность или издается приказ, уполномочивающий их на представительство.

Представителями работодателя в организации могут быть и иные органы, которым в соответствии с уставом или иными документами предоставлено такое право (см. ст. 33 ТК и комментарий к ней).

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

§ 8. Стороны социального партнерства должны обладать определенной свободой при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Законодатель отказывается от установления какого-то специального перечня вопросов, обязательного для обсуждения или запрещенного к обсуждению. Стороны свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Данный принцип является важной гарантией дальнейшего развития демократических институтов и укрепления всей системы социального партнерства.

§ 9. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть добровольными, так как сотрудничество невозможно, если одна из сторон принимает решение под давлением или принуждением.

Добровольным является и сам социальный диалог, так как стороны не могут быть административными мерами принуждены к ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, участию в иных формах социального партнерства.

§ 10. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными, в противном случае их реализация на практике становится невозможной, а переговорный процесс фикцией.

Это означает, что стороны должны взвешенно и серьезно подходить к переговорному процессу, ставить перед собой выполнимые задачи, обмениваться реальной информацией, представлять экономические возможности организации, учитывать состояние отрасли и экономики в целом.

§11. Эффективность процессов социального партнерства зависит от обязательности исполнения принимаемых решений. Так, законодатель устанавливает не только ответственность за нарушение или невыполнение норм коллективного договора или соглашения, но и ряд норм, стимулирующих стороны к исполнению принятых на себя обязательств. Например, предоставляя работодателю право в случае изменения технологических или организационных условий труда в одностороннем порядке изменять су[цественные условия труда, закрепленные в трудовом договоре с работником, законодатель прямо запрещает введение изменений существенных условий трудового договора, ухудшающих положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения (см. ст. 73 ТК и комментарий к ней).

§ 12. Законодатель предоставляет сторонам социального партнерства, а также специально уполномоченным органам право осуществлять контроль за исполнением взаимных обязательств.

Так, в соответствии со ст. 51 ТК контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

Очень важным является право сторон требовать для осуществления указанного контроля необходимую для этого информацию.

§ 13. Законодатель устанавливает ответственность сторон социального партнерства и их представителей за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (см. ст. 54 ТК и комментарий к ней).

§ 14. Как видим, приведенные в комментируемой статье принципы социального партнерства характеризуют как сами процессы социального партнерства, так и его стороны.


 
 
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?