Статья 10. Законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
-----------------------------------------------------------------------------
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) настоящий Кодекс предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет в применении. Это полностью соответствует Декларации, принятой Генеральной конференцией МОТ в 1998 г. Она гласит, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали Конвенции МОТ, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в данной Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:
свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятости. Статья 10 ТК признает указанные принципы и нормы международного права составной частью правовой системы РФ и одновременно предусматривает, что если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2756). Согласно ст. 3 этого Закона международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
В силу ст. 5 указанного Закона, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 2). Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты (п. 3).
В связи с этим большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Речь идет прежде всего о Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., ст. 23 которой гласит: каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (п. 1). Каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд (п. 2). Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (п. 3). Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов (п. 4). Согласно ст. 24 Всеобщей декларации каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. См. также акты Генеральной Ассамблеи ООН: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые 16 декабря 1966 г. и ратифицированные Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. (Ведомости ВС РФ. 1994. № 12).
МОТ приняты более 175 конвенций и свыше 180 рекомендаций. Они охватывают практически все аспекты трудового права и права в области социального обеспечения. 50 конвенций были ратифицированы СССР и из них 43 продолжают действовать в РФ. Полный текст всех конвенций и рекомендаций МОТ опубликован в сборниках: Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1990 гг. Женева. МБТ, 1991. Т. 1, 2; Конвенции и Рекомендации. 1991-1997 годы. М., 1997. См. также: Иванов С. А. Применение конвенций Международной организации труда (МОТ) в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 8-9; Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999; Основные права человека в сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документы-стандарты. Комментарии специалистов. М., 1999. Многие положения конвенций и рекомендаций МОТ могут быть конкретизированы и реализованы в соглашениях, коллективных договорах и других актах локального регулирования трудовых отношений.
Федеральными законами от 2! февраля 1996 г. (23 февраля 1996 г.) № 19-ФЗ и 20-ФЗ (СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 774. 775) РФ присоединилась к Уставу Совета Европы и протоколам к нем) (см.: Социальные права человека. Документы и материалы Совета Европы. Ч. 1.М., 1996).
В связи с этим, в частности, следует сказать о принятой 20 октября 1980 г. Советом Европейского сообщества Директиве № 80/987 «О сближении законодательства государств-членов, касающемся защиты наемных работников в случае несостоятельности работодателя». Директива предусматривает образование для этой цели гарантийных фондов за счет средств работодателя.
Особую группу образуют акты государств- участников Содружества Независимых Государств. Речь идет прежде всего о Конвенции стран Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489). Кроме того, имеются акты Межпарламентской Ассамблеи стран Содружества Независимых Государств. Они носят рекомендательный характер, используются при разработке национального законодательства.
Таков, например, рекомендательный законодательный акт от 13 мая 1995 г. «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» (Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. - Информационный бюллетень. 1995. № 8). Он содержит базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов в СНГ. Цель акта- урегулировать (узаконить) процесс трудовой миграции в рамках СНГ; обеспечить гарантии прав трудящихся-мигрантов независимо от того, на чьей территории они находились, находятся или будут находиться; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, заключению межгосударственных соглашений в области трудовой миграции и на этой основе взаимодействию государств по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Договор между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан, подписанный в Москве 26 декабря 1998 г.. предусматривает, что Договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан (ст. 7).
В связи с этим Договаривающиеся Стороны обязались привести действующее законодательство в соответствие с настоящим Договором (ст. 9).
Согласно ст. 12 Договора его отдельные положения, не противоречащие законодательству Договаривающихся Сторон и их международным обязательствам, применяются временно с 1 января 1999 г. Договор подлежит ратификации и вступает в силу с момента обмена ратификационными грамотами.
В случае необходимости РФ заключает со странами ближнего и дальнего зарубежья соответствующие соглашения по вопросам внешней трудовой миграции.
Таково, например. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов, вступившее в силу 15 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5858).
Официальным источником публикации указанных договоров является Бюллетень международных договоров, издаваемый издательством «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.
|