Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. В новом Трудовом кодексе впервые появилась специальная статья, посвященная разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 6 ТК основывается на следующих конституционных положениях.

Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены Конституцией РФ (ст. 71) к ведению РФ.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ:

1.  По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

2.  По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

3.  Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4.  Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5.  Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи Конституции. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

6.  В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 настоящей статьи Конституции, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

См. также определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. по запросу Законодательного собрания Нижегородской области о проверке конституционности части первой ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ВКС. 1998. № 1), в котором изложена позиция Конституционного Суда о компетенции субъекта Федерации в части принятия законов и иных нормативных актов по вопросам, отнесенным к совместному ведению РФ и ее субъектов. Полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ (ст. 71 Конституции РФ), не могут быть переданы субъекту Федерации на основании договора. Однако это не означает, что субъекты Федерации в своих нормативных актах вообще не вправе касаться указанных вопросов. Они могут расширять права и свободы по сравнению с федеральным законодательством, но сужать их, ущемлять права граждан они не вправе.

Конституционный Суд РФ высказал мнение о том, что субъекты Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит РФ в целом. Субъект Федерации не может изменять установленные Конституцией РФ приоритеты действия законов и иных федеральных нормативных правовых актов, ограничивать их применение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами (см. определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 91-0 по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея. Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан- ВКС. 2000. № 5). См. также некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам - БВС РФ. 1998. № 8. С. 13, 14).

§ 2. Исходя из приведенных конституционных положений (§ 1), ст. 6 ТК предусматривает, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Эти акты устанавливают:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за • соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Из сказанного следует, что субъекты Федерации не могут, например, устанавливать собственный порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, дополнительные дисциплинарные взыскания. Практически это означает, что субъекты Федерации не вправе иметь собственные трудовые кодексы, но могут принимать законы и иные акты по отдельным вопросам, отнесенным к их компетенции, с учетом социально-экономических, природно-климатических и национальных особенностей самих субъектов. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Федерации.

В то же время субъекты Федерации не вправе снижать государственный уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, установленный федеральными актами, в том числе вводить для бюджетников новые условия оплаты труда в более поздние, по сравнению с федеральными актами, сроки. Следует заметить, что аналогичным образом указанные вопросы решались в судебной практике и в период действия КЗоТ.

§ 3. Статья 6 ТК гласит, что по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъекты Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В качестве примера можно назвать Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. «О социальном партнерстве». Он определяет правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в г. Москве с целью регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия (Ведомости Московской Думы. 1998. № 1).

Таковым является и Закон г. Москвы от 7 декабря 2001 г. «О городском минимуме оплаты труда». Закон устанавливает порядок определения городского минимума оплаты труда в г. Москве с целью его поэтапного увеличения (Вестник мэрии Москвы. 2002. № 2).

Однако в случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Наконец, согласно ст. 6 ТК в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, ими установленный, применяется федеральный закон.


 
 
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?