Статья 5. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
настоящим Кодексом;
иными федеральными законами;
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.
-----------------------------------------------------------------------------
§ 1. Статья 5 ТК посвящена законодательству, регулирующему трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения (см. ст. 1 ТК).
Как указано в ст. 5 ТК, регулирование названных отношений в соответствии с Конституцией РФ. федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституция РФ - основной закон страны. Она является актом конституционного законодательства, в котором закреплены конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере труда, получившие дальнейшее развитие в основных принципах правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений {см. ст. 2, 3, 4 ТК и комментарии к ним).
Федеральные конституционные законы, содержащие нормы, направленные на регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, не входят в систему актов трудового законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, в особом порядке (см. ст. 108 Конституции РФ). Так, согласно п. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и зашиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Таков, например, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении». См. § 3 комментария к ст. 4 ТК.
Статья 5 ТК вслед за ст. 1 ТК включает в трудовое законодательство законодательство об охране труда (см. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. (17июля 1999г.) № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 апреля 2002 г. (20 мая 2002 г.) № 53-ФЗ. -СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702; 2002. № 21. Ст. 1916).
§ 2. В ст. 5 ТК приведены в определенной последовательности (с учетом их юридической значимости) законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Статья 5 ТК закрепляет за настоящим Кодексом в системе актов, регулирующих трудовые отношения, значение основополагающего документа. В связи с этим в ней сформулированы правила, имеющие большое практическое значение: нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Кодексу; в случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс; если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот федеральный закон. применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.
В развитие ст. 5 ТК ст. 422 ТК предусматривает, что законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ до 1 февраля 2002 г., подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом. До этого согласно ст. 423 ТК названные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.
Следует особо подчеркнуть, что в ст. 5, 422 и 423 ТК речь идет об актах не только трудового, но и других отраслей законодательства. Разумеется, лишь в той мере, в какой такие акты содержат нормы, направленные на регулирование трудовых отношений.
§ 3. К иным (помимо Кодекса) федеральным законам, о которых сказано в ст. 5 ТК, относятся как названные, так и не названные в Конституции РФ.
Например, ст. 119 Конституции РФ гласит, что судьями могут быть граждане РФ. достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Таким образом, согласно ст. 119 Конституции РФ к судьям помимо требований, предусмотренных в этой статье, дополнительные требования могут быть установлены лишь федеральным законом (см. ст. 69 ТК и комментарий к ней).
Однако большинство действующих федеральных законов, содержащих нормы трудового права, в Конституции РФ не названы. Такие законы могут быть актами трудового или иных отраслей законодательства.
Например, ст. 20 ТК предусматривает, что в случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать не только физическое либо юридическое лицо (организация), но и иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Согласно ст. 23 ТК органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с настоящим Кодексом федеральными законами, например, устанавливаются: круг лиц (помимо не достигших возраста 18 лет), которые подлежат обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора (ст. 69 ТК), срок испытания для отдельных категорий работников (ст. 70 ТК), сроки введения в отдельных случаях изменений существенных условий трудового договора (ст. 73 ТК), выплаты, на которые не обращается взыскание (ст. 138 ТК), перечень обязанностей (помимо трудовых), за исполнение которых выплачивается компенсация (ст. 164 ТК), случаи (в дополнение к предусмотренным Кодексом) предоставления работнику гарантий и компенсаций (ст. 165 ТК), иные (помимо предусмотренных Кодексом) дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к отдельным категориям работников (ст. 192 ТК), случаи установления особенностей (в дополнение к предусмотренным Кодексом) регулирования труда отдельных категорий работников (ст. 252 ТК).
Таким образом, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должны или могут быть приняты соответствующие федеральные законы.
Разумеется, федеральные законы могут приниматься и в иных, не предусмотренных настоящим Кодексом, случаях.
Вновь принимаемый федеральный закон может развивать положения настоящего Кодекса, восполнять пробелы в законодательстве, но не должен противоречить Кодексу.
Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон согласно ст. 5 ТК применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс. Следовательно, до внесения в Кодекс таких изменений и дополнений вновь принятый федеральный закон применяться не может.
§ 4. В ст. 5 ТК помимо настоящего Кодекса и иных федеральных законов названы также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативноправовые акты федеральных органов исполнительной власти: конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Таким образом, в ст. 5 ТК дана система нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
При этом в соответствии с Конституцией РФ в ст. 5 ТК предусмотрено, что акт, содержащий норму трудового права, не должен противоречить акту, обладающему большей юридической силой, т. е. принятому вышестоящим органом. Например, постановления Правительства РФ не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
§ 5. Среди нормативных правовых актов органов исполнительной власти важное место занимают акты Министерства труда и социального развития РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1074 с изменениями и дополнениями Министерство труда и социального развития РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим единую государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в указанной области (СЗ РФ. 1996. № 38. Ст. 4436).
Такие акты обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, местными органами исполнительной власти, предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности. В необходимых случаях постановления и разъяснения принимаются Минтрудом России совместно или по согласованию с другими органами.
Право издавать общеобязательные акты предоставлено также в пределах их компетенции и некоторым иным министерствам и ведомствам при том условии, что эти акты не должны противоречить закону. См., например, БВС РФ. 1999. № 2. С. 1.
§ 6. О правовом значении актов Конституционного Суда РФ см. §2 комментария к cm: 2 ТК.
§ 7. Особо следует сказать о постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976 «О судоустройстве РСФСР» с изменениями и дополнениями (Ведомости РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976; 1992. № 27. Ст. 1560; № 30. Ст. 1794; 1993. № 33. Ст. 1313; СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3300; 1999. № 1. Ст. 5; 2000. № 2. Ст. 158) Верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для сз'Дов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.
Значимость этих разъяснений отмечена в Конституции РФ, а именно: в ст. 126 наряду с другими полномочиями Верховного Суда РФ указано на его полномочие давать разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения можно расценивать как своего рода судебный прецедент.
В пользу такого вывода говорит прежде всего то, что в постановлении Пленума по применению законодательства сконцентрированы в обобщенном виде выработайные многолетней судебной практикой подходы к разрешению вопросов, возникающих при рассмотрении определенной категории гражданских либо уголовных дел, основанные на опыте и знаниях многих судей, других практикующих юристов и ученых, облекаемые в конечном счете в форму конкретных разъяснений. В этом их принципиальное отличие от научно-практического комментария к той или иной правовой норме, который дается одним либо группой ученых и зиждется, как правило, на собственном видении путей разрешения возникшей правовой проблемы.
Таким образом, можно констатировать, что содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны, представляют собой своеобразную форму судебного прецедента и являются ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесения законных и обоснованных приговоров, решений, определений и постановлений.
Как свидетельствует практика рассмотрения дел в кассационной и надзорной инстанциях, игнорирование разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по применению федерального законодательства неминуемо приводит к постановлению ошибочных судебных решений (БВС РФ. 1998. № 3).
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 22 апреля 1992 г. № 8 «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» (в ред. постановления Пленума от 21 декабря 1993 г.) (Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. Спарк. С. 424) обратил внимание судов на то, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ (см. также ст. 423 ТК).
|