Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в, полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
----------------------------------------------------------------------------
§ 1. В ст. 2 ТК, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, сформулированы основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Под принципами правового регулирования указанных отношений понимаются руководящие начала (исходные положения), которые получают дальнейшее развитие в правовых нормах последующих глав настоящего Кодекса.
Ни одна конкретная норма Кодекса и иных актов трудового законодательства не должна противоречить принципам, закрепленным в ст. 2 ТК.
О трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях см. ст. 1 ТК.
В ст. 2 КЗоТ указанные принципы были даны в форме основных прав и обязанностей граждан (§ 3).
§ 2. Согласно ст. 7 Конституции РФ:
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В РФ охраняются груд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Согласно ст. 30 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 37 Конституции РФ гласит:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признаегся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статья 62 (ч. 1, 2) Конституции РФ устанавливает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Это не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы. Это означает, в частности, что никто не может лишить гражданина права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии. Изъятия из этого принципа могут быть установлены федеральными законами.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).
Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, осуществляется Конституционным Судом РФ (п. 4 ст. 125 Конституции РФ) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. (21 июня 1994 г.) № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447). См. также постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации (ВКС. 1998. № 5).
По мнению Председателя Конституционного Суда РФ М. Баглая, формально Конституционный Суд не наделен нормотворческими полномочиями, и поэтому его постановления и определения как бы не являются самостоятельным источником права, подобно законодательным актам. Но, давая толкование конституционных норм и формулируя правовые позиции по рассматриваемым им вопросам, он развивает законодательство и дополняет действующие источники конституционного права. В связи с этим более верно теоретически считать, что постановления Конституционного Суда являются источниками права {Козлова N. И. На «нет» суд есть. Конституционный // РГ. 2001. 29 мая).
Об общепризнанных принципах и нормах международного права см. ст. 11 ТК.
§ 3. Ряд важнейших принципов, закрепленных в ст. 2 ТК, ранее содержались в ст. 2 КЗоТ: свобода труда, запрещение принудительного труда, право каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых и т. д.
Вместе с тем в Трудовом кодексе (ст. 2) названы новые принципы: сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно
связанных с ними отношений: социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений участвовать в договорном регулировании указанных отношений, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право каждой стороны требовать от другой стороны соблюдения возложенных на нее обязанностей; защита прав и интересов, в том числе обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.
Включение в Трудовой кодекс новых принципов - результат того, что в условиях перехода к рыночной экономике сужается сфера централизованного регулирования (согласно ст. I TK в централизованном порядке устанавливаются лишь государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан) и соответственно расширяется договорное регулирование отношений в сфере труда, происходит демократизация названных отношений.
§ 4. Свобода труда неразрывно связана с правом на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. В условиях перехода к многоукладной экономике конституционное право гражданина на труд получило новое содержание. Оно неотчуждаемо от личности. Никто не может запретить человеку трудиться. Лишь в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, могут быть временно ограничены права человека в сфере труда (см., например, ст. 47 УК).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915) гражданин вправе не только трудиться по трудовому договору, но и заниматься предпринимательской деятельностью, быть занятым в подсобных промыслах, производственных кооперативах, выполнять работу по гражданско-правовым соглашениям и т. д.
Принцип свободы труда, закрепленный в ст. 37 Конституции РФ, исключает известное ранее положение об обязанности трудиться. Это в свою очередь означает, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности (ст. 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
В то же время, исходя из принципа свободы труда, ст. 282 ТК допускает заключение трудовых договоров о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
§ 5. О запрещении дискриминации в сфере труда и принудительного труда см. соответственно ст. 3 и ст. 4 ТК.
§ 6. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве получает дальнейшее развитие в правилах настоящего Кодекса, обязывающих работодателя трудоустраивать работников (см., например, ст. 180, 261, 272 ТК), а также в специальном Законе «О занятости населения в Российской Федерации», в котором содержатся нормы не только трудового, но и административного, финансового и гражданского законодательства.
§ 7. Принцип равенства прав и возможностей работников означает, что общие нормы настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства, в которых закреплены государственные гарантии трудовых прав, в равной мере распространены на всех работников. Однако равенство прав еще не означает равенства возможностей. Поэтому трудовое законодательство предусматривает дополнительные гарантии для лиц. нуждающихся в повышенной социальной защищенности (женщин, имеющих малолетних детей; лиц моложе 18 лет; инвалидов и др.).
Принцип равных возможностей для реализации своих трудовых прав неразрывно связан с запрещением дискриминации в сфере труда (см. ст. 3 ТК).
§ 8. Принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты груда состоит из двух частей.
В соответствии с первой частью этого принципа в Кодексе содержатся правовые нормы, закрепляющие обязанность работодателя своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату (см., например, ст. 21. 56 ТК) и устанавливающие отвегственность работодателя за ненадлежащее исполнение указанной обязанности (ст. 142. 236 ТК).
Что касается второй части рассматриваемого принципа, то согласно ст. 133 ТК минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной ст. 133 ТК, устанавливаются федеральным законом (ст. 421 ТК). Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 2 июня 2000 г. (19 июня 2000 г.) № 82-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 апреля 2002 г. (29 апреля 2002 г.), равен 450 руб.
§ 9. Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Обеспечение указанного равенства на продвижение по работе также связано с запрещением всякой дискриминации. Однако такое продвижение возможно лишь с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности. Конкретные нормы, предусматривающие такое продвижение, могут содержаться в коллективных договорах и соглашениях. Разумеется, равенство возможностей работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации также влечет за собой запрещение какой бы то ни было дискриминации в этой области. Реализация указанного принципа содержится в правовых нормах разд. IX ТК «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников».
§ 10. Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них. конкретизирует конституционное право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 1 ТК защита прав и интересов работников и работодателей является одной из целей трудового законодательства. Рассматриваемый принцип реализован прежде всего в правовых нормах, содержащихся в гл. 58 ТК и Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. (12 января 1996 г.) № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; ВКС. 2002. № 3).
§11. Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах конкретизирует принцип социального партнерства (§ 13) и в связи с этим получает закрепление прежде всего в ст. 27-31 ТК, посвященных указанному партнерству. Кроме того, данный принцип реализован в правовых нормах, предусматривающих участие профсоюзов в применении трудового законодательства (см., например, ст. 373 ТК).
§ 12. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений является не только одним из основных принципов такого регулирования, но и важнейшим элементом метода, т. е. способа этого регулирования.
В современных условиях происходит постепенное сужение сферы государственного, т. е. централизованного регулирования. В централизованном порядке (прежде всего в настоящем Кодексе) устанавливается уровень государственных гарантий и правила договорного регулирования рассматриваемых отношений. Одновременно расширяется возможность договорного регулирования, которое направлено на повышение уровня указанных гарантий с учетом экономического положения работодателя.
Договорное регулирование является одним из важнейших направлений социального партнерства (§ 13).
§ 13. Социальное партнерство как принцип правового регулирования трудовых отношений, стало возможным лишь в условиях перехода нашего общества к рыночным отношениям.
Суть указанного партнерства состоит во взаимодействии работников и работодателей (в лице их представителей), направленном на обеспечение согласования их интересов. В необходимом случае в этом взаимодействии принимают участие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Рассматриваемый принцип получил правовую регламентацию.в разд. II «Социальное партнерство в сфере труда» настоящего Кодекса.
§ 14. Обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, получила юридическое закрепление. В условиях перехода к рыночной экономике указанный принцип получил дальнейшее развитие. Правовые нормы, в которых закреплен этот принцип, содержатся как в настоящем Кодексе (ст. 184), так и в специальном Федеральном законе от 2 июля 1998 г. (24 июля 1998 г.) № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803).
§ 15. Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением.
Настоящий Кодекс устанавливает не только государственные гарантии для работника, но и содержит государственные гарантии по обеспечению прав работников и работодателей. Речь идет, в частности, об осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением указанных прав (см. гл. 57 ТК).
§ 16. Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке.
Реализация указанного принципа содержится прежде всего в появившейся впервые в Кодексе специальной главе, посвященной самозащите работниками трудовых прав. В гл. 59 ТК даны формы самозащиты (ст. 379) и предусмотрена обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты (ст. 380). Трудовой кодекс предусматривает право работника на обращение в суд во всех случаях, когда он не согласен с решением работодателя по вопросам применения законодательства о труде.
§ 17. Обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку.
В этом принципе получает конкретизацию конституционное положение о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37 Конституции РФ). Реализация указанного принципа дана в специальных главах Кодекса, посвященных рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров (см. соответственно гл. 60 и гл. 61 ТК).
§ 18. В Трудовом кодексе сформулированы основные права и обязанности сторон трудового договора. При этом особое внимание уделено праву каждой стороны договора требовать от другой стороны исполнения своих обязанностей.
В связи с этим в настоящем Кодексе впервые появился раздел, посвященный материальной ответственности сторон трудового договора (гл. 37-39).
§ 19. Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства-разновидность общественного контроля.
О праве профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, см. ст. 370 ТК.
§ 20. В современных условиях в качестве одного из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений названо обеспечение права работников на защиту достоинства в период трудовой деятельности.
В этом принципе применительно к указанным отношениям конкретизировано конституционное положение (п. 1 ст. 21 Конституции РФ) о том, что достоинство личности охраняется государством.
Указанный принцип получает регламентацию в правовых нормах, предусматривающих защиту персональных данных работника (гл. 14 ТК), а также обязанность работодателя возмещать моральный вред, причиненный работнику (ст. 237 ТК).
§ 21. Правовые нормы, предусматривающие право работников на обязательное социальное страхование, входят в законодательство о социальном обеспечении. Однако в индивидуальном трудовом договоре могут предусматриваться виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью (ст. 57 ТК).
|