Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению трудовых споров.

--------------------------------------------------------------------------------------

§ 1. Статья 1 ТК открывает первую главу Кодекса «Основные начала трудового законодательства» (ст. 1-14). Исходя из содержания статей этой главы к названным основным началам относятся: цели и задачи трудового законодательства, отношения, которые оно регулирует и принципы регулирования последних. К основным началам трудового законодательства относятся также положения Кодекса о различных видах нормативных актов, содержащих нормы трудового права, сферы и порядка их действия.

Таким образом, в первой главе закреплены в наиболее общей форме важнейшие правила трудового законодательства, конкретизация которых дана в последующих главах Кодекса.

По сравнению с КЗоТ, первая глава которого состояла лишь из шести статей, в настоящем Кодексе положения этой главы получили более глубокую разработку с учетом перехода общества к рыночной экономике.

Правила, содержащиеся в гл. 1, имеют большое значение для практики. Их знание поможет правильно применять правовые нормы, регулирующие вопросы приема, перевода и увольнения работников, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, материальной ответственности сторон трудового договора и др.

Значение основных начал трудового законодательства возрастает в связи с включением в настоящий Кодекс многих норм, ранее неизвестных этому законодательству.

§ 2. Статья 1 ТК посвящена целям и задачам трудового законодательства. Она непосредственно базируется на конституционном положении о Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).

В связи с этим ст. 1 ТК (см. §3,4) существенно отличается от ст. 1 КЗоТ, в которой была сформулирована лишь одна задача: регулирование трудовых отношений всех работников и были названы цели этого регулирования в условиях общества трудовых отношений, основанных на государственной собственности.

§ 3. Статья 1 ТК определяет прежде всего цели трудового законодательства. Ими являются: 1) установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; 2) создание благоприятных условий труда; 3) защита прав и интересов работников и работодателей.

Первая цель трудового законодательства- установление государственных гарантий трудовых прав и свобод фаждан - вытекает из Основного Закона нашей страны, в котором (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина») закреплены конституционные права фаждан в сфере труда. Важно подчеркнуть, что предусмотренные в последующих статьях Кодекса государственные гарантии трудовых прав и свобод фаждан распространяются на всех лиц независимо от того, где они работают.

Ни один работодатель не вправе снижать уровень государственных гарантий, установленных настоящим Кодексом.

Указанные гарантии предусмотрены для всех работников в правовых нормах третьей части настоящего Кодекса, а для отдельных категорий работников - в правовых нормах четвертой его части.

Вторая цель трудового законодательства - создание благоприятных условий труда - основывается на конституционном праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37 Конституции РФ), и по существу является конкретизацией первой цели в области охраны труда (см. разд. X «Охрана труда» ТК).

Третья цель названного законодательства - защита прав и интересов работников и работодателей - исходит из конституционного права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их решения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37 Конституции РФ).

Эта цель реализуется в правовых нормах, посвященных защите трудовых прав работников, разрешению трудовых споров и ответственности за нарушение трудового законодательства (разд. XIII ТК), а также правовому регулированию социального партнерства в сфере труда (разд. II ТК).

§ 4. Исходя из названных целей (§ 3), ст. 1 ТК гласит, что основными задачами трудового законодательства являются: 1) создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, а также интересов государства: 2) правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства в Трудовой кодекс впервые включены правовые нормы, посвященные социальному партнерству в сфере труда (разд. II ТК).

Вслед за КЗоТ ст. 1 ТК предусматривает, что трудовое законодательство регулирует прежде всего трудовые отношения, основанные на индивидуальном трудовом договоре (гл. 2 ТК). Однако в отличие от КЗоТ ст. 1 ТК гласит, что трудовое законодательство регулирует не только трудовьге, но и иные непосредственно связанные с ними отношения. Таковыми в ст. 1 ТК названы отношения по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению трудовых споров.

Некоторые из названных отношений были известны и ранее. Например, отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, разрешению трудовых споров.

Однако в современных условиях их правовое регулирование претерпело существенные изменения. Другие из указанных отношений включены в Кодекс впервые (например, отношения по социальному партнерству).

В условиях перехода к рыночной экономике особого внимания заслуживает выделение в Кодексе отношений по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

Вместе с тем среди отношений, непосредственно связанных с трудовыми, не названы отношения по обеспечению работника пособиями и пенсиями. Эти отношения регулируются нормами законодательства о социальном обеспечении, а не трудового законодательства.

В равной мере не входит в предмет трудового законодательства и регулирование отношений по трудоустройству за пределами работодателя, с которым работник состоит в трудовых отношениях. Такое трудоустройство регулируется законодательством о занятости населения.

Регулирование названных отношений осуществляется правовыми нормами, как правило, объединенными в соответствующие структурные образования (разделы и главы) настоящего Кодекса. Таковы, например, разд. IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников» (гл. 31, 32); разд. II «Социальное партнерство в сфере труда» (гл. 3-9); разд. XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» (гл. 37-39); гл. 57 «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»; гл. 58 «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами».

Одни отношения, указанные в ч. 2 ст. 1 ТК, возникают между работодателем и конкретным работником (например, отношения по трудоустройству данного работника, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работника непосредственно у данного работодателя). Другие отношения возникают между работодателем и коллективом работников. Таковы прежде всего отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Наконец, есть и такие отношения, которые могут возникать как между работодателем и конкретным работником (например, отношения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (см. гл. 60 ТК), так и между работодателем и коллективом работников (например, отношения по рассмотрению коллективных трудовых споров - см. гл. 61 ТК).

Однако Трудовой кодекс, признавая существование коллективных договоров (соглашений) и коллективных трудовых споров, в отличие от международных стандартов труда гласит не о коллективных трудовых отношениях, а о социальном партнерстве в сфере труда.

§ 5. Отношения, названные в ч. 2 ст. 1 ТК, могут предшествовать трудовым отношениям, основанным на индивидуальном трудовом договоре (например, отношения по трудоустройству и профессиональной подготовке у данного работодателя), существовать одновременно с трудовыми отношениями (например, отношения по социальному партнерству и надзору и контролю за соблюдением законодательства) и даже приходить на смену собственно трудовым отношениям (например, отношения по материальной ответственности работодателей и работников и рассмотрению трудовых споров, существующие после прекращения трудового договора).

Регулирование указанных отношений направлено на укрепление и развитие трудовых отношений, основанных на индивидуальном трудовом договоре.


 
 
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?