5. РАЗДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ НА ЧАСТИ

Вводится на работах с особым режимом труда или с неравномерной интенсивностью труда в течение рабочего дня (смены). Рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Рассматриваемый режим труда может вводиться с разыми целями, и количество частей, на которые может быть разделен рабочий день, чаще всего законодатель не ограничивает (их может быть больше двух), как не ограничена в большинстве случаев и продолжительность перерывов между частями одного рабочего дня. В то же время одной из целей разделения рабочего дня на части является максимальная эффективность использования рабочего времени без превышения его продолжительности.

Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке ст. 372 ТК РФ.

Время между частями рабочего дня не является обеденным перерывом, и сотрудникам должен быть с любой частью рабочего времени предоставлен перерыв для отдыха и питания на общих основаниях (продолжительностью от 30 минут до 2 часов). Этот перерыв в рабочее время не включается и не оплачивается,

В локальном акте (правилах внутреннего трудового распорядка), устанавливающем разделение рабочего дня на части, должны быть отражены все существенные характеристики режима труда:

• должности работников, которым установлен режим труда;

• число частей рабочего дня;

• продолжительность каждой части;

• число и продолжительность перерывов между частями рабочего дня;

• место проведения перерыва (если работник проводит его на предприятии, то оно должно быть оборудовано местами отдыха);

• период действия режима труда (если он вводится временно);

• вид и величина доплаты за особый режим труда.

Что касается последнего пункта, то некоторые нормативные акты содержат указания на необходимость и размеры доплат, в иных случаях этот вопрос решается на усмотрение работодателя.

Например, п. 1.7 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 предусматривает повышенную на 30% оплату труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов).

Приложение 3 к приказу Госкомсвязи России и ЦК профсоюза работников связи РФ от 19.02.1998 № 25/4-133 «О Положении о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных организаций связи» (п. 18), постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 № 1115, Приложение № 28 к приказу Минсвязи СССР от 17.11.1986 № 505 предусматривают для телефонистов дисплейных коммутаторных цехов (залов), непосредственно обслуживающих население, для которых с их согласия вводится рабочий день (смена) с разделением на части (с перерывом в работе свыше двух часов), доплату за фактически отработанное время в эти дни до 30% сдельного заработка (тарифной ставки, оклада).

Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008—2010 годы (утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 15 февраля 2008 г.), действие которого продлено до конца 2013 года, устанавливает необходимость доплат работникам автомобильного транспорта за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время. В городах с численностью населения более 1 миллиона человек допускается с учетом маршрутной сети отклонение от указанной нормы, но не более чем на 50%, с обязательным закреплением ее размера в региональном соглашении (п. 3.5).

[7f Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части (п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15).

Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для данной категории работников.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Есть и другие примеры регламентирования разделения рабочего дня на части нормативными правовыми актами:

• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное приказом Минтранса России от 21.11.2005 №139

• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров, утвержденное приказом ФСБ России от 07.04.2007 № 161;

• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное приказом МПС России от 05.03.2004 № 7;

• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное приказом Минтранса России от 08.06.2005 № 63;

в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 127;

• Положе ниеобособенн остях режи м а рабочего времени и времени отд ыха работников связи, имеющих особый характер работы, утвержденное приказом Минсвязи РФоссииот 08.09.2003 № 112;

• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, утвержденное приказом Госкомры-боловства России от 08.08.2003 № 271;

• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 133, и др.

В подобных случаях локальный нормативный акт издается на основании ТК РФ и отраслевых нормативных правовых актов.

Рабочее время водителя трамвая или троллейбуса состоит из следующих периодов:

а) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возращения с линии;

б) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возращения с линии в трамвайное (троллейбусное) депо;

в) время управления трамваем (троллейбусом) на линии;

г) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;

д) время простоев трамваев (троллейбусов) на линии;

е) время нахождения водителя в резерве;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава.

Водителям трамваев и троллейбусов с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса).

Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.

Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время — не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для данной профессиональной группы.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Учет рабочего времени при разделении рабочего дня на части ведется в Табеле учета рабочего времени и расчета оплаты труда унифицированной формы Т-12 или Табеле учета рабочего времени формы № Т-13.

График работы по сменам. График работы по сменам.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?