10.3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений

Продолжительность рабочего времени педагогических работников определена ст. 333 ТК РФ и составляет не более 36 часов в неделю.

Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 определяет продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается нома рабочего времени (см. табл. 4).

Таблица 4

Норма рабочего времени

Количество часов

Категория педагогических работников

Продолжительность рабочего времени

36 в неделю

Работники из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

 

Старше воспитатели дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка. Педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, старшие вожатые, инструкторы по труду.

36 в неделю

Методисты, старшие методисты образовательных учреждений. Тьюторы образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования). Руководители физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования. Преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки. Инструкторы-методисты, старшие инструкторы-методисты образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля

30 в неделю

Старшие воспитатели образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей)

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нор-мируемая часть педагогической работы)

18 в неделю

Учителя 1—11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекци-онные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья). Преподаватели образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год).

Преподаватели специальных дисциплин 1—11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений. Преподаватели 3—5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5—7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1—4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения. Педагоги дополнительного образования, старшие педагоги дополнительного образования. Тренеры-преподаватели, старшие тренеры-преподаватели образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля. Учителя иностранного языка дошкольных образовательных учреждений. Логопеды учреждений здравоохранения и социального обслуживания

24 в неделю

Преподаватели 1—2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1—4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения

720 часов в год

Преподаватели образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы

20 часов в неделю

Учителя-дефектологи, учителя-логопеды, логопеды

24 часа в неделю

Музыкальные руководители и концертмейстеры

 

25 часов в неделю

Воспитатели, работающие непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья

30 часов в неделю

Инструкторы по физической культуре. Воспитатели в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиант-ным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания

36 часов в неделю

Воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях

На основании приказа Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 и п. 8.2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69), следует дать примечание к приведенной таблице.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводи мые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

• учителям 1 -4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям -специалистам;

• учителям 1—4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

• учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

• учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

• заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

• заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

• заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

7. В дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учетом выполнения каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю.

Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым постановлениями Правительства РФ.

Так, например, учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального образования и средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 академических часов (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543; п. 52 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521).

Для преподавателей вузов учебная нагрузка устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году (п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 №71).

Объем преподавательской работы каждого преподавателя в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов не может превышать 800 часов в учебном году (п. 7.2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69).

Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

Кроме того, педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются приказом Минобразования России от 07.12.2000 № 3570, а также учредителем и (или) уставом высшего учебного заведения.

Учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений из числа военнослужащих и гражданского персонала устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году (п. 29 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 № 82).

Специфика режимов труда и отдыха персонала образовательных учреждений определена положением, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее — Положение).

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, Положением.

Режим работы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, других руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руководства деятельностью образовательного учреждения.

Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении (п. 1.4 Положения).

Особенности выполнения педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования обусловлены наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся 1 класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и согласно п. 2.3 Положения включает:

• выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

• организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

• время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

• периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минуг до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

• выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем работы которой регулируется образовательным учреждением.

Режим рабочего времени учителей 1 -х классов определяется с учетом Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (разд. X, Приложение 3). Документ действует с 3 февраля 2012 г.

Режим рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам (сокращение количества часов по учебному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.) в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной им на начало учебного года, до конца учебного года определяется количеством часов пропорционально сохраняемой им в порядке, установленном Правительством РФ, заработной платы, с учетом времени, необходимого для выполнения педагогической работы, предусмотренной в п. 2.3 Положения.

Ж. работала в муниципальном образовательном учреждении «Детская школа искусств» (МОУ ДШИ) и была уволена с работы на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора).

Ж. обратилась в суд с иском к МОУ ДШИ о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что, по мнению истицы, ей неправомерно уменьшили учебную нагрузку, увольнение является незаконным и необоснованным.

Из материалов дела усматривается, что на учебный год истице была установлена учебная нагрузка в объеме 21 часа — 15 часов по младшим классам и 6 часов по старшим классам.

С 25 августа 2005 г. по 31 мая 2006 г. Ж. был предоставлен длительный отпуск без сохранения заработной платы. После выхода из отпуска 1 июня 2006 г. истица была уведомлена об изменении условий трудового договора, а именно о том, что с 1 августа 2006 г. объем ее педагогической нагрузки составит 9 часов по младшим классам и 3 часа по старшим классам. 31 июля 2006 г. истица отказалась от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора, 1 августа 2006 г. трудовой договор был прекращен.

Исходя из п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ прекращение трудового договора ввиду отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора может быть признано законным, если изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных условий труда. При возникновении спора о правомерности прекращения трудового договора по указанному основанию работодатель в силу ст. 56 ГПК РФ обязан доказать невозможность сохранения прежних условий трудового договора.

Представитель МОУ ДШИ сослался на то, что сохранить прежние условия трудового договора было невозможно, поскольку в течение 2005-2006 учебного года из семи учеников, с учетом которых на начало учебного года была установлена учебная нагрузка истицы, осталось только четыре ученика, это привело к уменьшению учебной нагрузки истицы, о чем последняя была уведомлена заблаговременно.

Однако уведомление истицы об уменьшении учебной нагрузки и ее последующее увольнение имели место в период летних каникул. В каникулярный период непосредственное обучение педагогическими работниками не осуществляется, они выполняют иную педагогическую работу.

Ж. была поставлена в известность об уменьшении учебной нагрузки в период летних каникул, но в связи с приемом в школу 1 сентября 2006 г. новых учащихся учебная нагрузка преподавателей существенно увеличилась и были приняты на работу еще семь преподавателей.

Президиум областного суда учел, что в соответствии с п. 4.1, п. 4.2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений каникулярный период, установленный для обучающихся образовательных учреждений, не совпадающий с ежегодными оплачиваемыми отпусками работников образовательных учреждений, является для них рабочим временем. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения соответствующих работ, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

С учетом обстоятельств дела увольнение Ж. было признано безосновательным.

(По материалам постановления президиума Ярославского облсуда от 27.02.2008 № 44-Г-22/08)

Особенности труда педагогических работников могут предусматривать так называемые окна в расписании (длительные перерывы между уроками, лекциями), которые, в отличие от перемен, рабочим временем педагогических работников не являются.

В общем случае при составлении графиков работы сотрудников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются.

Расписания учебных занятий должны быть составлены так, чтобы максимально исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, тем не менее в исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается (п. 3.3 Положения).

Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.

В целях экономии времени воспитателей п. 3.3 Положения рекомендует предусматривать вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более 2 часов режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, являются для них рабочим временем (п. 4.1, 4.2 Положения).

В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Положения.

По этим причинам за работниками в каникулярный период сохраняется заработная плата в установленном порядке, а любые дополнительные нагрузки должны оплачиваться отдельно.

Истец И. обратилась в суд с иском к ответчику ГОУСОШ №[...] о взыскании заработной платы за выполнение дополнительной работы по подготовке и проведению единого государственного экзамена, а также о компенсации морального вреда.

Судом установлено, что истец И. работает в ГОУ СОШ № [...].

15 апреля 2010 г., 24 апреля 2010 г., 27 мая 2010 г., 31 мая 2010 г., 7 июня 2010 г. и 15 июня 2010 г. в периоде 8 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по поручению администрации ГОУ СОШ № [...] И. выполняла работу по подготовке и проведению ЕГЭ.

С 21 июня 2010 г. по 17 августа 2010 г. истец И. находилась в отпуске, в расчет отпускных денег оплата за выполненную работу по подготовке и проведению ЕГЭ включена не была.

В заработную плату за сентябрь 2010 года оплата за выполненную работу по подготовке и проведению ЕГЭ также не включалась.

В трудовые (должностные) обязанности истца работа с учениками старших классов не входит, является дополнительной работой, для выполнения которой И. прошла соответствующие курсы специальной подготовки и получила 19 февраля 2010 г. сертификат, подтверждающий, что И. прошла краткосрочную подготовку организаторов проведения ЕГЭ.

Согласно Уставу ГОУ СОШ № [...] и расписания занятий в начальной школе (1-4 классы) установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

24 апреля 2010 г. (суббота) в выходной день с 8 часов до 15 часов И. выполняла работу по подготовке и проведению ЕГЭ.

Суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку установил, что выполняемая истцом работа по подготовке и проведению ЕГЭ является дополнительной, которая со стороны ответчика должным образом оплачена не была, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца 13 645 руб. в счет оплаты дополнительной работы, а также компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., учитывая, что со стороны ответчика были допущены нарушения трудовых прав истца.

В кассационной жалобе ответчик указывает, что суд признал право И. на оплату ей повторно (дважды за одну и ту же работу) заработной платы за указанное с ее слов и не подтвержденное документами время участия в организации ЕГЭ, не учитывая, что она сама прямо не отрицает, что уже получила заработную плату за эти же дни по основному месту работы.

Вместе с тем ответчик не представил доказательства оплаты выполненной истцом дополнительной работы по подготовке и проведению ЕГЭ за спорный период времени, как и не представил доказательства того, что И. 15 апреля 2010 года, 24 апреля 2010 г., 27 мая 2010 г., 31 мая 2010 г., 7 июня 2010 г., 15 июня 2010 г. в период с 8 часов до 15 часов не выполняла работу по подготовке и проведению ЕГЭ.

В соответствии с п. 4.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (каникулярный период), являются для них рабочим временем.

Согласно п. 2.3 положения в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

В связи с этим доводы кассационной жалобы ответчика о том, что И. в школьные каникулы, которые начались 29 мая 2010 г., косновной работе не привлекалась, однако заработная плата за июнь 2010 года ей была выплачена, судебная коллегия Мосгорсуда нашла несостоятельными и оставила решение суда первой инстанции в силе, отказав ответчику в удовлетворении кассационной жалобы.

(По материалам определения Мосгорсуда от 20.01.2012 по делу №33-1345)

Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности. Указанные работники в установленном законодательством порядке могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе.

Режим рабочего времени педагогических работников, привлекаемых в период, не совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, на срок не более одного месяца в оздоровительные образовательные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения с дневным пребыванием детей, создаваемые в каникулярный период в той же местности на базе общеобразовательных и других образовательных учреждений, определяется в порядке, предусмотренном разд. VI Положения.

Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность может иметь место только с согласия работников.

Режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором.

Режим рабочего времени работников образовательных учреждений из числа плавсостава учебных судов клубов юных моряков, речников, морских центров и других образовательных учреждений такого профиля при нахождении их в плавании с обучающимися на борту и во время стоянок определяется в соответствии с особенностями, установленными для соответствующих категорий работников речного и морского флота, а также с учетом выполнения обязанностей по руководству плавпрактикой обучающихся.

Как создать график работы. Как создать график работы.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?