3. Иерархия в компании
Возглавив подразделение, новоиспеченный руководитель в большинстве случаев забывает задать простой вопрос: «А кому я должен подчиняться?» Ответ, как кажется на первый взгляд, лежит на поверхности: конечно же, генеральному директору! Вот только практика показывает несколько иное. Вы как руководитель должны четко понимать, кто является вашим вышестоящим начальником, кто занимает равную с вами должность и кто подчиняется вам. Без составления четкой картины подчинения должностей недолго и ошибок понаделать, особенно на первых порах.
Судите сами: вы ставите задачу своему, как вы думаете, подчиненному, и it это время вас одергивает коллега из соседнего отдела. Оказывается, что это подчиненный его подразделения, а в нашем отделе он просто потому, что для данного сотрудника непосредственно в кабинете, где располагается отдел, не оказалось свободного места.
Или же иная ситуация: вас просят сделать какую-либо работу, и за выполнением этой работы вас застает генеральный директор или просто вышестоящий начальник, которому вы подчиняетесь. Выяснив, чем вы заняты, он приходит в негодование: столько важных и срочных дел, а вы мало того что занимаетесь работой соседнего, как оказалось, отдела, да еще и не докладываете об этом ему как непосредственному руководителю. Да уж... Ну никак не укрепляет это вашу репутацию!
Поэтому сначала следует разобраться в иерархии. Если такой вопрос необходимо задать вышестоящему начальнику, то делать это нужно максимально корректно, а то может сложиться впечатление, что вы заранее готовитесь отказать в помощи тем, кто вашим начальником не является.
Пример. В некоторых государственных структурах принято представлять новых сотрудников на совещании. При этом дается краткая информация: какую должность будет занимать человек, в каком отделе. Иногда рассказывается, где до этого работал данный сотрудник и какой он имеет опыт или заслуги.
Следующим шагом может стать знакомство с подчиненными. Сделать это можно двумя способами: либо централизовано, либо в процессе работы.
При первом способе можно собрать с утра на совещание всех сотрудников, рассказать о себе, а затем расспросить каждого об их обязанностях. Точно можно сказать — сотрудники будут отвечать кратко (поскольку время идет и всем очень хочется побыстрее закончить совещание и попить чаю) и не вполне искренне (потому что напоминает допрос — вот сейчас как скажут, что мало работают, и еще обязанностей добавят).
Знакомство в процессе работы проходит по более «плавному» сценарию: по мере возникновения тех или иных рабочих вопросов вы постепенно познакомитесь с сотрудниками своего отдела. Это несет меньший психологический стресс для сотрудников, поскольку позволяет и им постепенно познакомиться с вами как с руководителем.
Как в первом, так и во втором случае вас сначала должны представить новому коллективу. И сделать это должен вышестоящий руководитель. Иначе ваши сотрудники не поймут, на какую конкретно должность вас приняли и какими полномочиями вы наделены.
Следует отметить еще один важный момент — не стоит сразу пытаться жестко командовать своими подчиненными. Во-первых, жесткое давление со стороны начальника мало кому нравится. Во-вторых, еще не разобравшись в рабочих вопросах, вы можете наделать ошибок. В принципе ничего в этом страшного нет, но сложившийся при этом имидж некомпетентного начальника впоследствии изменить непросто. Тема взаимоотношений «начальник — подчиненный» весьма интересна и будет рассмотрена ниже.
Коротко о главном
• Проясните для себя иерархию в компании.
• Выясните, какое место в данной структуре занимаете лично вы.
• Попросите представить вас как руководителя сотрудникам вашего отдела (если это не было сделано ранее).
• Постарайтесь познакомиться со своими подчиненными (если не со всеми сразу, то хотя бы с некоторыми из них).
• Будьте осторожны на первых порах, руководя коллективом.
|