4.6. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ПЛАВАЮЩЕГО СОСТАВА СУДОВ РЕЧНОГО ФЛОТА

Особенности рабочего времени работников плавающего состава судов морского флота определены постановлением Минтруда России от 25 мая 1998 года № 18 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота» (далее по тексту — Положение о рабочем времени работников речного флота).

Положение о рабочем времени работников речного флота является нормативным актом, действие которого распространяется на членов судовых экипажей судов речного флота, снабженных механическим двигателем, на членов судовых экипажей плавучей перегрузочной техники, несамоходных и стоечных судов, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации судовладельцам, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и осуществляющих:

- перевозки грузов и пассажиров;

- ледокольные работы;

- рейдовые работы;

- аварийно-спасательные работы;

- вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

- дноуглубительные работы;

- обстановочные работы;

- другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

Согласно данного Положения регулируется рабочее время и время отдыха членов судовых экипажей в период нахождения судов в эксплуатации, подготовки к эксплуатации и при постановке на зимний ремонт, отстой и консервацию.

Положение о рабочем времени работников речного флота не распространяется на членов судовых экипажей:

- судов, используемых для рыбной ловли, а также для работ, непосредственно связанных с этим видом деятельности;

- судов, принадлежащих Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации;

- судов валовой вместимостью менее 80регистровых тонн и/или мощностью менее 55 кВт. за исключением судов, принадлежащих организациям водных путей и каналов;

- спортивных судов.

Согласно пункту 5 Положения о рабочем времени работников речного флота под рабочим временем понимается время, в течение которого член судового экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию и управлению судном или составом судов и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени членов судовых экипажей составляет 8 часов с понедельника по пятницу, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для отдельных членов судовых экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. В частности, для работников, непосредственно занятых на зачистке танков, трюмов, цистерн и других емкостей из-под нефтепродуктов и химических продуктов (в дни работы на зачистке), а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет ежедневная продолжительность рабочего времени составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для членов судовых экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность учетного периода определяется судовладельцем либо руководителем организации или уполномоченными им лицами (далее — работодатель) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом. Во всех случаях учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).

Нормальная продолжительность рабочего времени за учетный период определяется исходя из продолжительности рабочей недели, установленной для данной категории работников.

Время начала и окончания ежедневной работы членов судовых экипажей определяется графиками несения вахт (расписаниями выполнения работ), составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом.

Графики устанавливаются:

- для несущих вахту в течение суток (00.00—24.00);

- для остальных членов судового экипажа, как правило, в дневное время (06.00—18.00).

Члены судовых экипажей, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной для них работодателем продолжительности ежедневной работы.

На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:

■ при постоянном нахождении всего судового экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) — трехсменная вахта (работа);

■ при распределении судового экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) — трехсменная или двухсменная вахта (работа).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).

На судах смешанного плавания «река-море» для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период может организовываться работа с подменными экипажами при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев.

Членам судовых экипажей скоростных судов, где по характеру работы необходимо присутствие двух и более вахт, время нахождения на борту между вахтами включается полностью или частично в рабочее время (но в размере не менее 50 процентов) в соответствии с условиями, предусмотренными коллективным договором (соглашением).

Ежедневная общая продолжительность работы члена судового экипажа, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей члена экипажа, не должна превышать 12 часов.

Двенадцатичасовой режим рабочего времени (с соответствующим предоставлением еженедельно дня отдыха) не должен превышать 30 суток подряд. Конкретная продолжительность этого периода устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом с учетом сложности работы и района плавания.

При круглогодичном плавании в морских условиях максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

Время отдыха членов судовых экипажей в соответствии с пунктом 14 Положения о рабочем времени работников морского флота складывается из:

- ежедневного отдыха, включая время для приема пищи;

- еженедельного отдыха;

- отдыха в праздничные дни;

- ежегодного оплачиваемого отпуска и дополнительного отпуска в порядке, установленном действующим законодательством, коллективным договором (соглашением).

В тех случаях, когда по условиям работы члену судового экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

Временем ежедневного отдыха членов судовых экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен составлять не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов, а также при работе членов экипажей за недостающих по штату работников — не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением членами судовых экипажей вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

Членам судовых экипажей за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену судового экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату членов экипажей, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг обязанностей членов судового экипажа, а также времени работ в праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на установленную продолжительность ежедневной работы (смены).

Пример 4.2

Член экипажа отработал на судне в период со 2 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 96 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 744 дня (8 часов х (96 — (2 + 1)).

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период со 2 июня по 5 сентября составляла 551 час.

Таким образом, указанному члену экипажа за время работы должно быть предоставлено 24 дня отдыха ((744 час. — 551 час.) / 8 час).

Суммированные дни отдыха предоставляются членам судовых экипажей в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

В период навигации при стоянке судна в пункте приписки на техническом и хозяйственном обслуживании суммированные дни отдыха могут предоставляться членам судовых экипажей с их согласия в любой день недели. При этом должна быть обеспечена возможность непрерывного пребывания работника на берегу не менее 24 часов.

В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работником.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом (а при отсутствии такового — с иным уполномоченным работниками органом). Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

В период предоставления суммированных дней отдыха члены судовых экипажей могут, по их просьбе, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

В тех случаях, когда члену судового экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа производится оплата за неиспользованные дни отдыха.

Согласно пункту 11 Положения о рабочем времени работников речного флота члены судовых экипажей могут привлекаться к производству авральных работ как во время вахты, так и вне вахты, а также, с согласия работника, к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг прямых должностных обязанностей членов судовых экипажей.

Аварийными и авральными работами считаются те работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части судового экипажа в помощь вахтенным. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов судового экипажа.

К аварийным работам на судах речного флота относятся:

- работы по спасанию людей, судов, судового имущества и грузов;

- работы по ликвидации пожара на своем судне или на других судах и береговых объектах, перевод судна в безопасное место;

- работы по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна;

- работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;

- работы по спасанию поврежденных плотов;

- работы по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие;

- работы, связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде;

- явка по тревогам: общесудовой, шлюпочной и «человек за бортом».

К авральным работам на судах речного флота относятся:

- работы по формированию и расформированию состава судов, плотов;

- подъем якорей и выборка буксирных тросов вручную на несамоходных судах;

- выход на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзовании, подъеме на слип (спуске судна со слипа), при постановке в док (выходе из дока), к необорудованному причалу, берегу (отходе от причала, берега);

- укладка, подъем мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами;

- работы по открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостков, сходен и палуб от остатков груза;

- работы по установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавучих сооружений, по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

С учетом особенностей эксплуатации отдельных судов работодатель по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом может относить к числу авральных и другие работы, связанные с необходимостью вызова для их выполнения членов судовых экипажей, свободных от вахты.

К числу таких работ, в частности, могут быть отнесены:

- работы, связанные с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;

- судовождение в озерных условиях при неудовлетворительной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);

- усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);

- работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.

Авральные работы, выполняемые членами судовых экипажей сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

При эксплуатации судов в морских условиях действует перечень авральных работ, предусмотренный Положением о рабочем времени работников морского флота.

Учет рабочего времени членов судовых экипажей в период навигации осуществляется на основе табеля учета рабочего времени и дней отдыха в соответствии с Правилами ведения судового журнала заработной платы.

Образец графика работы сотрудников. Образец графика работы сотрудников.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?