|
|
|
|
|
|
Пиликов Николай Петрович
Как составить график работы для воспитателей детского сада? |
Аннотация
|
В статье рассматривается задача составления графика работы для воспитателей детских садов с помощью программы AFM: Scheduler 1/11 (Версия 1.051.beta-1).
Рассмотрено два варианта составленного графика - в две смены (при оптимальном количестве воспитателей) и в одну смену (при нехватке воспитателей).
Статья может быть интересна для заведующих детских садов, руководителей системы ДОУ, родителей и других заинтересованных лиц.
|
1 Введение
В настоящее время персональные компьютеры используются практически во всех предприятиях и организациях. Не остались в стороне от этого процесса и дошкольные образовательные организации (ДОО) [1].
Одной из задач в управлении ДОО является задача - кадрового учета. Важнейшей подзадачей этой задачи является - формирование производственного календаря и составления графика работы воспитателей детского сада. Имеется ряд программ для персональных компьютеров позволяющих несколько облегчить жизнь заведующего детским садом, занимающегося составлением таких графиков работы. Однако эти программы, в своем большинстве, выступают в качестве заменителя карандаша и бумаги. Другими словами, составлять график работы приходится не компьютеру, а человеку. При этом, компьютер выступает лишь в роли запоминающего устройства и устройства красивой печати составленного человеком графика. Такой процесс занимает массу времени и требует больших усилий, отвлекая заведующего ДОО от решения творческих проблем педагогической направленности.
В последние двадцать пять - тридцать лет во всем мире ведется интенсивная работа по созданию программного обеспечения способного составлять оптимальные графики работы персонала в полностью автоматическом режиме. То-есть, пользователю достаточно правильно сформировать исходные данные, а компьютер при составления графика работы, в полностью автоматическом режиме должен учесть все ограничения, пожелания сотрудников и требования действующего законодательства. Среди разработчиков, как мировые бренды (SAP, SIEMENS, ORACLE), так и большое количество, менее известных у нас в стране, зарубежных компаний.
К настоящему времени полного решения этой задачи, удовлетворяющего всех (или большинства) потенциальных пользователей, выше указанными компаниями не получено. Разработчики программы AFM: Scheduler 1/11 восполнили (в меру своих сил и возможностей) данный пробел. На сегодня это лучшее1, из того, что можно предложить для ДОО при составлении графиков работы воспитателей.
2 Интуитивная формулировка задачи
В качестве примера, рассмотрим работу типового детского сада.
В детском саду организовано 10 групп детей. Начинает работать детский сад в 8-00, заканчивает в 20-00. Суббота и воскресенье в детском саду - выходные. Нормальная продолжительность рабочего времени для воспитателей детского сада составляет 36 часов в неделю. Очередной отпуск воспитателям, предоставляется длительностью 42 календарных дня. Часто воспитатели разбивают отпуск на две половины - по 21 календарному дню каждая.
Требуется ...
Здесь задача распадается на два варианта:
- Определить оптимальное количество воспитателей детского сада, так, что бы их время работы соответствовало действующему Законодательству. И далее, для подсчитанного количества воспитателей составить график работы на июнь 2018 г., исходя из того, что воспитатели будут работать в две смены - утреннюю и вечернюю.
- Составить график работы на июнь 2018 г. для 15 воспитателей детского сада (3 воспитателя на 2 группы детей).
3 Действия пользователя при составлении графика
Процесс составления оптимального графика работы воспитателей с помощью программы AFM: Scheduler 1/11 состоит из трех основных этапов (шагов).
- Перенос (ввод) исходных данных задачи в программу;
- Отсылка исходных данных задачи (с помощью программы AFM: Scheduler 1/11) для ее решения в «Облако» расчета расписаний и получения результата расчета из «Облака» после ее решения;
- Анализ результатов расчета, возможно коррекция исходных данных и повторная их отправка для расчета в «Облако», распечатка графиков работы на принтере, в процессе исполнения графика работы, поиск замен для заболевших воспитателей, а так же другие многочисленные действия.
Далее будет достаточно подробно описан процесс ввода (формирования) исходных данных в программе AFM: Scheduler 1/11, решаемой нами задачи.
4 Работа в две смены
Начнем рассмотрение работы детского сада в две смены. Таким образом работа организована в «Законопослушных» детских садах, при условии достаточного финансирования их деятельности. Длительность ежедневной работы для каждого воспитателя составляет около 7 часов и 15 минут2. Поскольку время работы детского сада составляет 12 часов в сутки, то ежедневно около 2-х с половиной часов воспитатели работают с детьми вдвоем в одной группе.
4.1 Вкладка время работы организации и смены
После запуска программы AFM: Scheduler 1/11 на экране монитора появится верхняя вкладка - «Подготовка исходных данных» и нижняя для этой вкладки - «Время работы организации и смены». Общий вид программы AFM: Scheduler 1/11, при разрешении монитора 1600×900 пикселей, показан на рисунке 1. Соответствующие вкладки, на этом рисунке, выделены красными изгибающимися стрелками.
Рисунок 1: Общий вид программы AFM: Scheduler 1/11
На следующем рисунке 2 в укрупненном масштабе показаны все поля вкладки «Время работы организации и смены», требующие ввода небольшой порции исходных данных.
Рисунок 2: Поля вкладки «Время работы организации и смены»
4.1.1 Поле «Выходной»
В самом верху расположено поле ввода «Выходной» (см. рис. 2). Поскольку наш детский сад не работает по субботам и воскресеньям, нам нужно эти дни отметить галочками, как нерабочие. Для этого следует подвести курсор мыши к соответствующему дню и произвести одинарный клик мышью. Теперь программа AFM: Scheduler 1/11 будет знать, что по субботам и воскресеньям детский сад не работает.
4.1.2 «Таблица времени работы организации»
На рисунке 3 эта таблица отмечена красной изгибающейся стрелкой.
Рисунок 3: Изображение «Таблицы времени работы организации»
Назначение таблицы - чисто иллюстративная. Синхронно с действиями пользователя программы AFM: Scheduler 1/11 таблица будет менять свой вид, в наглядной форме, показывая, когда детский сад работает, а когда нет. «Таблица времени работы организации» состоит из 7-ми столбцов, соответствующих дням недели и 24-м строчкам соответствующим каждому часу суток. Если некоторая ячейка окрашена в красный цвет, то в этот день недели и в этот час - детский сад не работает, а если ячейка окрашена в зеленый цвет, то в соответствующий день и час детский сад работает. Корректировать внешний вид этой таблицы можно только с помощью полей ввода вкладки «Таблица времени работы организации». Таким образом, если пользователь начнет кликать мышкой по этой таблице, то ничего происходить не будет.
4.1.3 Поле «Преимущественно два через два»
Если бы мы составляли график работы воспитателей 2/2 (два через два), то нам бы пришлось это поле отметить галочкой, но поскольку мы составляет двухсменный график работы воспитателей, то оставим это поле не заполненным (оставим как есть, галочку ставить не будем).
4.1.4 Поле «Количество смен для работы в группе сотрудников»
Здесь с помощью выпадающего списка нужно выбрать цифру 2, поскольку мы договорились - наш детский сад работает в две смены.
4.1.5 Поле «Количество обязательных выходных после последней смены»
Это поле предназначено для указания «Облаку» расчета расписаний о том, что после каждой последней смены (в данном случае второй) сотруднику следует в принудительном порядке назначать выходной день (один или два). Такое принудительное назначение выходных дней нужно в том случае, если последняя смена является ночной и сотруднику прежде чем вновь выйти на работу следует хорошо выспаться после ночной смены. Но в нашем случае вторая (последняя) смена не является ночной, а выходные дни (суббота и воскресенье) нами уже были заданы. Поэтому в этом поле из выпадающего списка мы должны выбрать значение ноль, как показано на рисунке 2.
4.1.6 Поле «Перерыв для отдыха и питания»
В этом поле, так же с помощью выпадающего списка можно выбрать перерыв для отдыха и питания (от 0 до 2-х часов). На рисунке 2 в этом поле выбрано значение - 0 минут. Будем считать, что воспитатели питаются на своих рабочих местах.
4.1.7 Поле «Ночное время»
Если ночное время работы дня данной организации отличается от общепризнанного (по ТК РФ), то его можно изменить с помощью соответствующих выпадающих списков. Но в нашем случае, на него можно просто не обращать внимания, поскольку детский сад, для которого мы составляем график работы воспитателей, по ночам не работает, и нам подсчитывать рабочее время не нужно.
4.1.8 Поле «Диаграмма планируемых смен»
Это поле состоит из рисунка (диаграммы) отображаемого на экране монитора, который формируется программой AFM: Scheduler 1/11 автоматически, а так же из четырех выпадающих списков с началом каждой смены и ее окончанием. Как видно из рисунка 2 все значения в выпадающих списках (после действий пользователя) соответствуют исходным данным нашей задачи.
4.2 Переход из одной вкладки в другую
Для того что бы перейти на другую вкладку, например, вкладку «Рабочие дни, места и политика замены» нужно просто кликнуть по корешку этой вкладки мышкой. На рисунке 4 эта вкладка отмечена красной стрелкой.
Рисунок 4: Корешок вкладки «Рабочие дни, места и политика замены»
4.3 Вкладка «Рабочие дни, места и политика замены»
Поля для заполнения данной вкладки показаны на рисунке 5.
Рисунок 5: Поля вкладки «Рабочие дни, места и политика замены»
4.3.1 Поле «Количество рабочих мест»
В первую очередь на этой вкладке нужно обратиться к полю «Количество рабочих мест» и выбрать из выпадающего списка цифру 10.
Для краткости в заголовок данного раздела вынесена фраза «Количество рабочих мест», но на самом деле это поле имеет гораздо более длинное (и непонятное) название. Приведем его полностью.
- Общее количество различимых между собой рабочих мест (в текущей группе сотрудников) или максимальное количество одновременно работающих сотрудников в какой-либо из смен, за весь месяц планирования, если рабочие места неразличимы (в текущей группе сотрудников).
Для нашей задачи, каждая группа детей для воспитателя, является его рабочим местом. Отметим, что в данном случае рабочие места - различимы, а их количество (равное количеству групп детей) совпадает с максимальным количеством одновременно работающих воспитателей в какой-либо из смен. Для других задач, это может быть не так.
4.3.2 Поле «Название рабочего места»
Следующим действием пользователя на вкладке «Рабочие дни, места и политика замены» должно быть исправление значений в «Таблице названий рабочих мест», сформированных программой AFM: Scheduler 1/11 автоматически, на их фактические названия. В данном случае это названия групп детей. Технику исправлений мы здесь описывать не станем, для этого нужно обратиться к руководству пользователя по программе AFM: Scheduler 1/11. Кроме того не станем здесь так же и исправлять эти названия, поскольку на расчет они никак не влияют, а перейдем к описанию следующего поля ввода исходных данных.
4.3.3 Поле «Политика замены рабочих мест для сотрудников»
Как ранее было отмечено - в нашем случае рабочие места (группы детей) различимы. Кроме того, традиционно в детских садах за каждой группой детей принято закреплять одного - двух постоянных воспитателя. Для воспитателей в терминологии программы AFM: Scheduler 1/11 группы детей за которыми они закреплены называются - главными рабочими местами. Каким образом осуществить такое закрепление будет описано чуть позже, а на вкладке «Рабочие дни, места и политика замены» нужно лишь отметить, что воспитателям предстоит работать преимущественно на их главных рабочих местах.
Для этого пользователю нужно подвести курсор мыши к надписи «Работать преимущественно на главных рабочих местах» и кликнут по ней мышкой. На рисунке 5 эта надпись выделена красной изгибающейся стрелкой.
После того как опция «Работать преимущественно на главных рабочих местах» будет выбрана появится еще одна нижняя вкладка - «Таблица главных рабочих мест». Корешок этой вкладки, выделенный с помощью изгибающейся красной стрелки, можно видеть на рисунке 6.
Рисунок 6: Корешок вкладки «Таблица главных рабочих мест»
С помощью этой вкладки, каждому воспитателю, можно будет назначить его «главное рабочее место».
4.3.4 Поле «Таблица рабочих дней»
По условию задачи мы составляем график работы воспитателей на июнь 2018 года. 12 июня 2018 года (вторник) для граждан Российской Федерации - праздничный днень. Правительством РФ было объявлено, что 9 июня (суббота) - является рабочим днем, а 10 (воскресенье), 11 (понедельник) и 12 (вторник) июня - являются нерабочими днями. Но программа AFM: Scheduler 1/11 пока об этом ничего не знает. Более того она «думает», что все субботы являются выходными, а все понедельники и вторники рабочими днями. «Думает» она так потому, что поле «Таблица рабочих дней» во вкладке «Рабочие дни, места и политика замены» заполняется автоматически исходя из информации3 полученной из «Таблицы времени работы организации» вкладки «Время работы организации и смены».
Нам предстоит данную ситуацию исправить и предоставить программе AFM: Scheduler 1/11 достоверную информацию. «Таблица рабочих дней» предназначена для учета исключений из общего правила, относительно выходных и рабочих дней организации. Как это сделать?
Очень просто. Наводим курсор мыши на ячейку обозначающую 9 июня 2018 года и производим на ней двойной клик мышью. Ячейка перекрашивается из красного цевета (нерабочий день) в зеленый (рабочий день). Это же действие можно осуществить по другому, а именно. Произвести двойной клик мышью по числу 9 в поле ввода «Планируемый месяц». Это поле изображено на рисунке 7, а цифра 9 отмечена красной изгибающейся стрелкой. На рисунке 7 в «Таблице рабочих дней» девятая строчка, так же отмечена красной стрелкой, как и цифра 9.
Рисунок 7: Поле ввода «Планируемый месяц»
Точно таким же образом (двойным кликом мышкой) мы меняем цвет ячеек с зеленого на красный для 11 и 12 июня 2018 года. Теперь программа AFM: Scheduler 1/11 знает точно - какие дни являются рабочими, а какие выходными, в данном конкретном месяце.
4.4 Вкладка «Потребность в сотрудниках»
На этой вкладке (см. рисунок 8) имеются две таблицы и две кнопки.
Рисунок 8: Вид вкладки «Потребность в сотрудниках»
Кнопка «Создать новый шаблон потребности в сотрудниках» предназначена для задач в которых потребность в сотрудниках меняется от одного дня к другому. Но в нашем случае эта потребность всегда одинаковая - десять воспитателей, следовательно она нам не понадобится поскольку программа AFM: Scheduler 1/11 уже создала такой шаблон автоматически и этим шаблоном автоматически разметила «Таблицу потребности в сотрудниках» на весь планируемый месяц. Кнопка «Разметить таблицу потребности в сотрудниках по шаблону» не активна (выглядит тускло) по той причине, что мы новый шаблон не создавали.
Таким образом, мы с помощью этой вкладки, никакие данные не меняем, и переходим к следующей.
4.5 Вкладка «Количество сотрудников».
Сначала на этой вкладке (Рисунок 9) мы устанавливаем:
Рисунок 9: Вкладка «Количество сотрудников»
- Продолжительность отпуска - 42;
- Предположительный процент сотрудников на больничном - 5.
- Процент сотрудников с сокращенным рабочим временем - 0;
- Рекомендованная продолжительность нормального рабочего времени - 36;
Далее жмем на кнопку «Подсчитать рекомендованное количество сотрудников». Поле «Количество сотрудников (рекомендовано)» заполняется цифрой 24. При этом «Минимум» принимает значение - 20.
В принципе, в этом расчете нет ничего удивительного, его можно было бы сделать и, что называется, в уме. Действительно, при такой продолжительности очередного отпуска, три - четыре человека, будут там находиться постоянно. То-есть, весь расчет сводится к следующему: 20 + 4 = 24.
Теперь самое главное - не забыть нажать на кнопку «Зафиксировать количество сотрудников». После чего в «Таблице с сотрудниками» появится 24 строки.
«Таблица с сотрудниками» этой вкладки предназначена для указания фамилий воспитателей и еще некоторых характеристик их работы. Подробнее о таких характеристиках и технике исправления фамилий можно узнать из руководства пользователя по программе AFM: Scheduler 1/11. Опять же, с целью экономии своего времени редактировать «Таблицу с сотрудниками», мы не будем. На расчет графика работы это никак не повлияет. Оставим во всех ячейка значение - ФИО сотрудника ...
4.6 Вкладка «Таблица компетентности».
Поскольку любой воспитатель в принципе может работать с любой группой детей (другими словами - компетентен работать на любом рабочем месте), «Таблицу компетентности» (рисунок 10) трогать не будем. Все ячейки в ней останутся окрашенными в зеленый цвет.
Рисунок 10: Вкладка «Таблица компетентности»
«Таблица компетентности» предназначена для указания «Облаку» расчета расписаний, только тех рабочих мест на которых некоторый сотрудник не может (или не желает) работать вообще (никогда).
4.7 Вкладка «Таблица доступности».
«Таблица доступности» предназначена для указания «Облаку» расчета расписаний, на те дни, когда у сотрудников очередной отпуск или для указания на те дни, когда сотрудник по каким-либо причинам работать не может (недоступен).
Предположим, что четыре воспитателя взяли по половине своего очередного отпуска в планируемом месяце. «Таблица доступности» в этом случае приобретет вид, как изображено на рисунке 11. Все подробности о том как заполнить эту таблицу можно узнать из руководства пользователя по программе AFM: Scheduler 1/11.
Рисунок 11: Общий вид «Таблицы доступности»
Здесь мы на этом останавливаться не будем, а перейдем к более важному вопросу - описанию следующей вкладки «Таблица главных рабочих мест».
4.8 Вкладка «Таблица главных рабочих мест».
Как раньше мы упоминали, за каждой группой детей в нашей задаче закреплено по два воспитателя. Но число 24 на два, без остатка не делиться. Поэтому предположим, что за 20 воспитателями, группы закреплены, а 4 воспитателя, работают где придется. Для простоты предположим, что закрепление воспитателей за группами соответствует правилу такому же, как изображено на рисунке 12. Главные рабочие места на этом рисунке обозначены темно-зеленым цветом.
Рисунок 12: Часть «Таблицы главных рабочих мест»
Другими словами, что бы не долго думать, в нашем примере, закрепление воспитателей за группами детей произошло по правилу лестницы. В реальной жизни, конечно, закрепление должно происходить по более затейливым правилам.
Итак, все исходные данные сформированы. Пора переходить к проверке и расчету графика работы воспитателей.
4.9 Кнопка «Календарь»
Перед тем как перейти к описанию вкладки «Проверка исходных данных» сделаем небольшое, но важное замечание.
В процессе ввода исходных данных задачи, пользователю постоянно приходится «ориентироваться во времени». Для облегчения такой ориентации в программе AFM: Scheduler 1/11, предусмотрена кнопка «Календарь», которая находится на панели управления. После ее нажатия появляется календарь на планируемый месяц, как изображено на рисунке 13. На этом рисунке кнопка «Календарь» отмечена красной изгибающейся стрелкой.
Преимущество данной кнопки (календаря программы AFM: Scheduler 1/11) по сравнению с системным календарем MS Windows, который всегда можно вызвать сделав клик в правом нижнем углу монитора пользователя, состоит в том, что календарь появляется именно на планируемый месяц (который как правило отличается от текущего) и пользователю не нужно тратить время на поиск нужного (планируемого) месяца. Кроме того, при действиях пользователя по формированию исходных данных задачи, календарь программы AFM: Scheduler 1/11 не исчезает с монитора компьютера, а находится на нем, до тех пор пока пользователь не нажмет мышкой кнопку «Закрыть» или не нажмет своей рукой на клавишу <Esc>.
Рисунок 13: Окошко с «Календарем» на планируемый месяц
Работу по редактированию исходных данных задачи пользователь может продолжать не убирая календаря с экрана компьютера, а лишь сдвинув этот календарь в удобное для него место.
4.10 Проверка исходных данных и поиск решения
Что бы проверить исходные данные и составить график, поступаем следующим образом:
- Переходим на верхнюю вкладку «Проверка исходных данных»;
- На этой вкладке жмем на кнопку «Проверить исходные данные»;
- Если исходные данные прошли проверку, жмем на панели управления кнопку «Составить»;
- В появившемся окне «Связь с «Облаком» расчета расписаний» жмем на кнопку «Отправить данные в облако и решить задачу».
На рисунке 14 можно увидеть вкладку «Проверка исходных данных» с результатами такой проверки.
Рисунок 14: Вкладка «Проверка исходных данных»
На рисунке 15 можно увидеть окно для связи с «Облаком» расчета расписаний.
Рисунок 15: Окно для связи с «Облаком» расчета расписаний
Обратим внимание на то, что проверка была пройдена, но что называется, впритык. Стоило бы нам куда-нибудь в серединку месяца приткнуть в отпуск еще одного воспитателя и программа AFM: Scheduler 1/11 отказалась бы решать задачу с выдачей сообщения о том, что сотрудников не хватает. Действительно, 24 − 5 = 19, а 19 меньше чем 20 - минимального количество работников для которых существует график работы. Поэтому к планированию отпусков сотрудников нужно относиться очень тщательно.
4.11 Вкладка «График с номерами смен»
После закрытия окна для связи с «Облаком» расчета расписаний, программа AFM: Scheduler 1/11 сразу показывает пользователю вкладку «График с номерами смен». Этот график можно увидеть воспользовавшись рисунком 16.
Рисунок 16: «График с номерами смен»
На этом графике цифры означают номера смен в которые воспитатель работает. Если ячейка окрашена красным цветом и в этой ячейке имеется надпись «Нр», то это означает, что в данный день детский сад не работает, если надпись «От», то это значит, что в данный день воспитатель находится в очередном отпуске. Если ячейка окрашена розовым цветом и в ней имеется надпись «Вх», то это означает, что у данного воспитателя в данный день выходной.
4.12 Вкладка «Рабочие и выходные»
«Таблица с количеством рабочих и выходных дней» нам представляется несколько более интересной чем предыдущий график, поскольку по этому графику мы может определить соответствует ли продолжительность рабочего времени воспитателей действующему законодательству.
Эта таблица изображена на рисунке 17.
Рисунок 17: «Таблица с количеством рабочих и выходных дней»
Как видно из этой таблицы, у большинства воспитателей получилось за месяц по 19 выходов на работу. Это примерно 34 часа в неделю. У тех воспитателей которые отработают 20 рабочих дней, за месяц получится продолжительность рабочего времени около 35 часов в неделю. Если учесть, что вероятность подмены заболевших воспитателей весьма высока, то мы приходим к выводу - построен качественный график работы воспитателей детского сада.
4.13 Вкладка «Замена сотрудников»
Поскольку воспитателями детского сада как правило работают женщины и их дети часто болеют, воспитатели часто берут больничные листы. Следовательно для планирования работы детского сада весьма актуальна задача замены воспитателей взявших больничный лист. Для быстрого решения данной задачи в программе AFM: Scheduler 1/11 имеется вкладка «Замена сотрудников». Эта вкладка изображена на рисунке 18.
Рисунок 18: Изображение вкладки «Замена сотрудников»
Все подробности работы с этой вкладкой можно выяснить обратившись к руководству пользователя по программе AFM: Scheduler 1/11, здесь мы их не приводим.
С целью экономии бумаги, изображения на других вкладках, относящихся к качеству построенного графика, мы пропустим. Однако, было бы интересно убедиться в том, что воспитатели для которых определены главные рабочие места (группы детей за которыми закреплены воспитатели) работают именно на этих рабочих местах.
Для этого лучше всего воспользоваться верхней вкладкой «Печать графиков».
4.14 Вкладка «Печать для сотрудников»
В качестве примера возьмем график работы на месяц воспитателя по фамилии - ФИО сотрудника 2. Его график работы изображен на рисунке 19.
Рисунок 19: График для воспитателя по фамилии - ФИО сотрудника 2
Как видно из рисунка 19 программа AFM: Scheduler 1/11 не обманула наши ожидания и предоставила этому воспитателю только рабочее место под номером 1. Для сотрудников с номерами от 21 до 24, естественно рабочие места будут меняться от одного рабочего дня к другому. Соответствующие рисунки мы здесь не приводим, призывая читателей поверить нам на слово или проверить данное утверждение самостоятельно.
Вот вроде бы и все самое интересное, что касается «Законопослушного детского сада». Переходим ко второму случаю нашей задачи, когда количество воспитателей задано заранее, и причем для этого количества (15 воспитателей) график в две смены построить невозможно, по той причине (см. рис. 9), что минимальное количество воспитателей для построения графика работы в две смены составляет 20 человек.
5 Работа в одну смену
Поставим такой вопрос: - «Почему количество воспитателей задано заранее?». И сразу же ответим на него. Бедность. Унизительная бедность. Денюшек у могучего и вставшего с кален государства не хватает на зарплату воспитателям детских садов. Проведение олимпиад, чемпионатов мира, помощь сирийским братьям и ведение гибридных войн считается задачей более приоритетной, чем воспитание подрастающего поколения. Отсюда и возникает соотношение 2:3 (на две группы детей три воспитателя)4.
Ну да что ж теперь делать. Поскольку работу детского сада при таком количестве воспитателей в две смены организовать невозможно, будем организовывать ее в одну смену продолжительностью по 12 часов каждая, забыв про все Законы и пренебрегая здравым смыслом.
5.1 Вкладка «Время работы организации»
Итак, открытие детского сада 8-00, закрытие 20-00, суббота и воскресенье выходные. Изображение этой вкладки представлено на рисунке 20.
Рисунок 20: Изображение вкладки «Время работы организации»
Комментировать данную вкладку не будем, поскольку мы это сделали достаточно подробно при решении предыдущего варианта задачи5.
5.2 Вкладка «Рабочие дни, места и политика замены»
Изображение данной вкладки полностью повторяет рисунок 5, поэтому мы его дублировать не станем.
5.3 Вкладка «Потребность в сотрудниках»
Изображение этой вкладки почти ничем не отличается от рисунка 8, так же имеются две таблицы и две кнопки, только в «Таблице потребности в сотрудниках» для смен предусмотрено не две, а одна колонка (один столбец). В целях экономии бумаги приводить изображение этой вкладки, так же не будем.
5.4 Вкладка «Количество сотрудников».
Как и в предыдущем случае, устанавливаем:
- Продолжительность отпуска - 42;
- Предположительный процент сотрудников на больничном - 5.
- Процент сотрудников с сокращенным рабочим временем - 0;
- Рекомендованная продолжительность нормального рабочего времени - 36;
Далее жмем на кнопку «Подсчитать рекомендованное количество сотрудников». Поле «Количество сотрудников в группе» заполняется цифрой 19. При этом «Минимум» принимает значение - 10. Вся эта «красота» представлена на рисунке 21.
Рисунок 21: Поля вкладки «Количество сотрудников»
Не обращая внимания на рекомендации программы, исправляем цифру 19 на 15, поскольку именно это число выступает в качестве условия задачи. Не забываем нажать на кнопку «Зафиксировать общее количество сотрудников в группе».
5.5 Вкладка «Таблица компетентности».
Как и в предыдущем случае с «Таблицей компетентности» ничего не делаем, поскольку любой воспитатель может работать с любой группой детей.
5.6 Вкладка «Таблица доступности».
Из пятнадцати, примерно два воспитателя постоянно будут находится в очередном отпуске. Поэтому предположим, что два воспитателя взяли по половине своего очередного отпуска в планируемом месяце. «Таблица доступности» в этом случае приобретет вид, как изображено на рисунке 22.
Рисунок 22: «Таблица доступности»
5.7 Вкладка «Таблица главных рабочих мест».
Как и в предыдущем случае (с двумя сменами) для закрепления воспитателей за группами, опять же, что бы не долго думать, применим правило лестницы. Только теперь за каждой группой детей будет закреплено не по два, а по одному воспитателю. Всего таких воспитателей будет десять, а оставшиеся пять воспитателей будут работать в тех группах у которых главный воспитатель (закрепленный за группой детей) получил по графику выходной день. «Таблица главных рабочих мест» в таком случае приобретет вид, как изображено на рисунке 23.
Рисунок 23: Часть «Таблицы главных рабочих мест»
Все исходные данные сформированы. Переходим к проверке и расчету графика работы воспитателей.
5.8 Проверка исходных данных и поиск решения
Как обычно, что бы проверить исходные данные и составить график:
- Переходим на верхнюю вкладку «Проверка исходных данных»;
- Жмем на кнопку «Проверить исходные данные»;
- Жмем на кнопку «Составить»;
- Жмем на кнопку «Отправить данные в облако и решить задачу».
Переходим к анализу полученного решения.
5.9 Анализ результатов
График работы воспитателей в одну смену получившийся в результате расчета, представлен на рисунке 24.
Рисунок 24: «График с номерами смен»
График как график, ничего особо интересного в нем нет. Впрочем, как ничего интересного нет и в других таблицах, имеющихся во внутренних вкладках верхней вкладки «Результаты расчета». Все там хорошо. Все ограничения задачи соблюдены. Все как нужно. За одним единственным исключением. Это вкладка «Рабочие и выходные». Посмотрим на «Таблицу с количеством рабочих и выходных дней» более внимательно (рисунок 25).
Рисунок 25: «Таблица с количеством рабочих и выходных дней»
У большинства воспитателей получилось по 15 выходов на работу в течении месяца. Что это значит? А значит это, что они будут должны отработать за месяц (15 ×12 = 180) часов. Таким образом, недельная продолжительность рабочего времени будет составлять примерно 42 часа. Следовательно, их сверхурочная работа каждую неделю будет составлять (42 − 36 = 6) часов.
Более точные цифры можно получить из табеля, изображенного на рисунке 26
Рисунок 26: Вкладка «Табель учета рабочего времени»
Как то, это все не по Закону. Действительно, по Закону не получается, поскольку денешек для воспитателей детских садов у великой и могучей страны, поднявшейся с колен, не хватает ...
6 Заключение
Как не трудно понять из данной статьи, программа AFM: Scheduler 1/11 является достаточно гибким инструментом, позволяя составлять графики работы воспитателей ДОО от полностью соответствующих действующему Законодательству до «весьма странных» в полностью автоматическом режиме. Руководителю детского сада остается только выбрать для себя подходящий вариант. Не трудно так же догадаться, что эту программу можно использовать не только для составления графиков работы воспитателей, но и для другого персонала ДОО.
Естественно, что данная статья не является полным и подробным описанием всех возможностей программы AFM: Scheduler 1/11, для этого существует руководство пользователя. В статье представлена только лишь общая идея автоматизации процесса составления оптимальных графиков работы воспитателей.
Автору данной статьи остается пожелать удачной работы по составлению таких графиков всем заинтересованным лицам.
Автор, так же, будет признателен за критические отзывы специалистов, которым регулярно приходится сталкиваться с данной проблемой по роду своей деятельности.
Список литературы
- [1]
- Баранова В.Н., Белоусова Р.Ю., Дурнова И.Н. Информатизация дошкольной образовательной организации: управленческие и педагогические аспекты. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
Ссылки:
1Особенно, если учесть цены на зарубежное ПО.
2Из расчета 36 часов работы в неделю.
3Суббота, воскресенье - выходной, все остальные дни - рабочие.
4Не стоит забывать, о том, что важнейшими задачами государства Российского являются: укрепление сил подавления народных волнений, наращивание ядерного потенциала, строительство дворцов для высших руководителей и «распил» бюджетных денег руководителями пониже рангом.
5Повторение, конечно - мать учения, но объем статьи не безграничен.
File translated from
TEX
by TTH,
version 4.08.
On 01 Jul 2018, 13:58.
|
|
|
|