5. РАЗДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ НА ЧАСТИ
Вводится на работах с особым режимом труда или с неравномерной интенсивностью труда в течение рабочего дня (смены). Рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.
Рассматриваемый режим труда может вводиться с разыми целями, и количество частей, на которые может быть разделен рабочий день, чаще всего законодатель не ограничивает (их может быть больше двух), как не ограничена в большинстве случаев и продолжительность перерывов между частями одного рабочего дня. В то же время одной из целей разделения рабочего дня на части является максимальная эффективность использования рабочего времени без превышения его продолжительности.
Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке ст. 372 ТК РФ.
Время между частями рабочего дня не является обеденным перерывом, и сотрудникам должен быть с любой частью рабочего времени предоставлен перерыв для отдыха и питания на общих основаниях (продолжительностью от 30 минут до 2 часов). Этот перерыв в рабочее время не включается и не оплачивается,
В локальном акте (правилах внутреннего трудового распорядка), устанавливающем разделение рабочего дня на части, должны быть отражены все существенные характеристики режима труда:
• должности работников, которым установлен режим труда;
• число частей рабочего дня;
• продолжительность каждой части;
• число и продолжительность перерывов между частями рабочего дня;
• место проведения перерыва (если работник проводит его на предприятии, то оно должно быть оборудовано местами отдыха);
• период действия режима труда (если он вводится временно);
• вид и величина доплаты за особый режим труда.
Что касается последнего пункта, то некоторые нормативные акты содержат указания на необходимость и размеры доплат, в иных случаях этот вопрос решается на усмотрение работодателя.
Например, п. 1.7 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 предусматривает повышенную на 30% оплату труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов).
Приложение 3 к приказу Госкомсвязи России и ЦК профсоюза работников связи РФ от 19.02.1998 № 25/4-133 «О Положении о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных организаций связи» (п. 18), постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 № 1115, Приложение № 28 к приказу Минсвязи СССР от 17.11.1986 № 505 предусматривают для телефонистов дисплейных коммутаторных цехов (залов), непосредственно обслуживающих население, для которых с их согласия вводится рабочий день (смена) с разделением на части (с перерывом в работе свыше двух часов), доплату за фактически отработанное время в эти дни до 30% сдельного заработка (тарифной ставки, оклада).
Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008—2010 годы (утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 15 февраля 2008 г.), действие которого продлено до конца 2013 года, устанавливает необходимость доплат работникам автомобильного транспорта за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время. В городах с численностью населения более 1 миллиона человек допускается с учетом маршрутной сети отклонение от указанной нормы, но не более чем на 50%, с обязательным закреплением ее размера в региональном соглашении (п. 3.5).
[7f Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части (п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15).
Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для данной категории работников.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Есть и другие примеры регламентирования разделения рабочего дня на части нормативными правовыми актами:
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное приказом Минтранса России от 21.11.2005 №139
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров, утвержденное приказом ФСБ России от 07.04.2007 № 161;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное приказом МПС России от 05.03.2004 № 7;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное приказом Минтранса России от 08.06.2005 № 63;
в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 127;
• Положе ниеобособенн остях режи м а рабочего времени и времени отд ыха работников связи, имеющих особый характер работы, утвержденное приказом Минсвязи РФоссииот 08.09.2003 № 112;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, утвержденное приказом Госкомры-боловства России от 08.08.2003 № 271;
• Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 133, и др.
В подобных случаях локальный нормативный акт издается на основании ТК РФ и отраслевых нормативных правовых актов.
Рабочее время водителя трамвая или троллейбуса состоит из следующих периодов:
а) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возращения с линии;
б) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возращения с линии в трамвайное (троллейбусное) депо;
в) время управления трамваем (троллейбусом) на линии;
г) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;
д) время простоев трамваев (троллейбусов) на линии;
е) время нахождения водителя в резерве;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава.
Водителям трамваев и троллейбусов с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса).
Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время — не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для данной профессиональной группы.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Учет рабочего времени при разделении рабочего дня на части ведется в Табеле учета рабочего времени и расчета оплаты труда унифицированной формы Т-12 или Табеле учета рабочего времени формы № Т-13.
График работы по сменам. График работы по сменам.
|